Удался ли ЕГЭ 2009?




Выпускники российских школ уже сдали все экзамены, предварительные результаты подсчитаны. На Педсовете формулируются и обсуждаются выводы завершившегося  единого госэкзамена.  Сегодня Рособрнадзор объявил минимальный проходной балл и результаты ЕГЭ по физике и истории, которые прошли 15 июня, а также подвел итоги почти всех экзаменов первой волны ЕГЭ, проходившей с 26 мая по 20 июня. Так ли страшен оказался ЕГЭ и стал ли он действительно объективной, идеальной, универсальной  и независимой формой проверки знаний, о которой мечтали реформаторы образования?

Минимальный порог по русскому языку не преодолели около 6 процентов выпускников, по математике - 6,8 процента. В прошлом году русский язык «завалили»  11,3% ребят, а математику - 24,07%. Цифры, по сравнению с экспериментальными годами, отличаются существенно. В чем же дело? Может, наши школьники резко поумнели? Это, конечно, не исключено, но,  скорее всего,  причины следует искать в другом.

Как сообщает журнал Итоги, в течение восьми лет ЕГЭ проводился в отдельных регионах в режиме эксперимента, и  все это время создатели КИМов делали «работу над ошибками», пытаясь более корректно сформулировать задания, чтобы избежать ляпов и двусмысленного толкования. Конечно, до идеала еще далеко, но учительское сообщество отмечает, что в целом тесты стали гораздо лучше. Усилилась и мотивация школьников. С этого года выпускники, не набравшие минимального количества баллов по русскому и математике, вместо аттестата получат справку об окончании одиннадцати классов. С этой справкой можно пойти в вечернюю школу или экстернат и попробовать сдать ЕГЭ в следующем году, либо поступить в учреждения среднего ­профессионального образования с аттестатом за 9-й класс.

Из необязательных предметов самыми сложными оказались информатика и география, с которыми не справились 11,4% (7,7 тыс. человек) и 10,1% (3 тыс.) экзаменуемых. Химию «завалили» 9% сдающих (чуть более 6 тыс.).

Больше всего «неудов» принес самый популярный предмет - обществознание. Его выбрали 435 тыс. школьников, 22 тыс. (5,1%) из которых потерпели фиаско. С биологией не справились 8% из 154 тыс., а с литературой - 6,5% из 50 тыс. выпускников. Немецкий язык не сдали 10,4% из 4,6 тыс. заявившихся, английский - 5,3% из 78 тыс., а французский - 2,3% из 2 тыс. школьников.Двоечников в стране оказалось 2,2 процента - приблизительно 20 тысяч человек. Большинство экспертов объясняют столь малое количество двоечников тем, что в этом году задания по предметам были менее сложные, ниже стал и минимальный порог прохождения экзамена.

Заслуженный учитель России, председатель комиссии Мосгордумы по науке и образованию Евгений Бунимович считает, что «сегодня ЕГЭ - единственный критерий, с помощью которого проверяют и ученика, и учителей (в некоторых регионах даже зарплата от этого зависит), и школы, и сами регионы. Все заинтересованы в хороших показателях. Но возникает вопрос: насколько честны результаты? Главный козырь ЕГЭ - независимый и более объективный контроль. А если его итоги вызывают сомнения, тогда в нем нет никакого смысла. То, что на этот экзамен навалили так много, - большая ошибка».

По мнению экспертов, школьную программу не знают где-то 20-25 процентов выпускников, но общество психологически еще не готово принять этот факт. Даже вполне успешные экзаменационные итоги этого года вызвали бурную реакцию. «Все равно неизбежен шок от того, что мы перестали играть в поддавки со своими учениками, а с нами перестали играть в поддавки проверяющие организации, - считает заслуженный учитель России Лев Соболев. - Люди, которые тоскуют по золотому советскому времени, не очень убедительны, потому что тогда липы было очень много».

Липы, правда, немало и сейчас. Уже зафиксировано довольно большое количество нарушений, связанных с утечкой информации во время экзаменов. Массовость нарушений свидетельствует о довольно своеобразном отношении ответственных за проведение ЕГЭ в этом году. Некоторые эксперты даже квалифицируют это как попытку дискредитировать единый госэкзамен.

Так что на вопрос, стал ли ЕГЭ идеальной и универсальной формой проверки знаний, положительно ответить пока нельзя. Многочисленные нарушения и странные результаты ставят под сомнение его объективность. Да и универсальным, как это изначально задумывалось, ЕГЭ тоже не стал. Таким образом, первую попытку нельзя считать удачной - цели, которые ставились перед единым госэкзаменом, пока не достигнуты. Понадобится еще не один год, чтобы общество привыкло к ЕГЭ: когда он превратится в рутину и перестанет вызывать столь острые эмоции, можно исправить ошибки - например,  довести до зеркального блеска тестовые задания, свести на нет многочисленные нарушения во время экзамена...  Тогда можно будет сказать - реформа удалась....



У вас недостаточно прав для комментирования

  Наверх