Старуха Изергиль — Итоговое сочинение




 Собираем материал для подготовки к написанию итогового сочинения ЕГЭ 2024-2025 , аргументы в произведении М. Горького "Старуха Изергиль", готовые примеры, цитаты, афоризмы.

Напомним, что с 2023 года направления отменяются. Подробнее здесь. 

В 2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка ФИПИ тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.

Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются. Выпускники пишут экзамен под наблюдением учителя, сидя за партой по одному и не используя никаких вспомогательных материалов, кроме орфографического словаря. Прослушав инструкцию, они получают билет с шестью темами, выбирают одну из них и пишут развёрнутое сочинение.

Что такое итоговое сочинение?

Это сочинение в формате рассуждения (первый серьезный экзамен в 11 классе). Ученик отражает в тексте свою позицию по выбранной теме и обосновывает её - приводит примеры из литературных произведений.

Какие задачи решает итоговое сочинение?

Итоговое сочинение - это допуск к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата
сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Рекомендуемое количество слов — от 350, если в сочинении менее 250 слов (служебные слова учитываются), то выставляется «незачёт» за работу в целом.

Итоговое сочинение пишут в первую среду декабря последнего года обучения

Даты проведения итогового сочинения 2025: 

  • основная дата итогового сочинения – 4 декабря (среда) 2024 года 
  • резервные дни для сдачи – 5 февраля (среда) 2025 года и 9 апреля (среда) 2025 года

Структура сочинения: оно должно состоять из трёх частей. 

Сколько аргументов в итоговом сочинении?

В критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения). Допускается приведение только одного аргумента для доказательства своей точки зрения.

  • Вступление — I абзац — вводная часть и первый абзац текста. Внимание к заданному вопросу, формулировка тезиса - выражение своего мнения. 
  • Основная часть — самый большой отрывок текста, включающий размышления ученика и аргументацию. Основная часть может состоять из 2 абзацев:

II абзац — Связочная фраза, подводящая к первому примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.

III абзац — Связочная фраза, подводящая ко второму примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.

  • Заключение — IV абзац — последний абзац сочинения, вывод из всего вышесказанного и обобщение размышлений. 

Важные ссылки:

Возможные темы сочинений сайта ФИПИ:

  • Что бы Вы посоветовали художнику-иллюстратору, работающему над портретами героев рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?
    (С опорой на текст произведения)
  • В чём состоит внутренняя противоречивость образа Изергиль? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)
  • Роль легенд в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
  • Как в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» представлен образ «сверхчеловека»?

Аргументы по теме «Смелость и трусость» по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»

Понятие «аргумент» означает подтверждение определенного факта. В итоговом сочинении аргумент — это доказательство вашей позиции относительно заданной темы и качестве доказательств выступают ситуации из различных произведений литературы.

Образ героического, смелого человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа, мы находим в ранних произведениях Максима Горького.

Рассказ «Старуха Изергиль» - наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем.

Герой одной из легенд, рассказанной старухой Изергиль, является смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя».

Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. «Данко… молодой красавец. Красивые всегда смелы».

Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.

Еще один героический образ мы находим в другом произведении М. Горького «Песня о Соколе». Сюжет, художественные приемы и язык «Песни» подчеркивают героизм Сокола. Слова: смелый, гордый, храбро бился, свободная птица и ряд других помогают представить образ Сокола, способного на высокие страдания, безумную радость и смелые, решительные действия.

Образу бесстрашной птицы противопоставлен образ Ужа, неспособного к действию, тупого и самодовольного. Эти образы воспринимаются как символы, при помощи которых автор отвечает на основной вопрос: «Как надо жить, в чем смысл жизни?» Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких-либо стремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оглядываясь на прожитую жизнь, он гордо восклицает: «Я славно пожил!.. Я храбро бился!.. О, счастье битвы!» И Горький вслед за своим героем восклицает: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

Такие героические образы, как бесстрашный Данко и смелый Сокол, действительно, являются «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Создавая исключительные характеры, автор возвеличивает гордых, сильных духом, бесстрашных людей, он призывает людей к активной жизненной позиции, стремится усилить волю человека, возбудить желание противостоять жизни пустой, бесцельной. Именно в этом мне видится ценность и значение романтических произведений М. Горького.

Образ Данко
В этот образ вложена гуманистическая идея о человеке, который всего себя отдаёт служению людям. Данко -- «молодой красавец», решительный и смелый. Чтобы вывести свой народ из тьмы к счастью, он приносит в жертву себя. Во имя любви к людям вспыхнуло его горячее сердце огнём желания спасти их. Разорвал Данко руками грудь и вырвал своё пылающее сердце, которое ярким светом осветил людям путь. Люди не только вышли из тьмы, они вионь стали прежними: сильными и смелыми. «Осторожный человек» незаметно растоптал угольки от горящего сердца Данко. Видимо, память о честном и мужественном юноше всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Ларры. Ларра использует свою силу во зло людям, поэтому, даже обретя бессмертие, страдает. Данко отдаёт свою жизнь людям, поэтому, даже умирая, испытывает истинную радость.
Образ Ларры - сына орла и женщины
Главные черты Ларры - гордость и уверенность в своём превосходстве. Но они оказались не силой героя, а его слабостью. Лара, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В понимании Горького, только любовь к люлям, к родной земле, к своему делу даёт человеку силу в жизненных испытаниях. Ларра захотел «остаться целым», т. е. он ничего никому не хочет отдавать, не хочет любить. Он наказан бессмертием и вечными странствиями без любви. В образе Ларры воплощена крайняя степень индивидуализма.

Бывает ли общественное мнение ошибочным? 

В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» звучит легенда о Данко. Этот герой спас всех людей от верной гибели, он вывел их сквозь непроходимые леса. Путь был трудным, люди обессилили и обвинили во всем Данко, человека, который шел впереди их. Упрекали его в неумении управлять ими. Данко вырвал своё сердце и осветил им путь, спас людей ценой своей жизни, но осталась незамеченной его гибель. Он совершил подвиг во имя спасения людей. Обвинения же в адрес Данко были несправедливыми.
Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?

М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» изобразил человека, который противостоял обществу только потому, что ставил себя выше него без каких-либо оснований. Ларра воспитывался вдали от людей, ведь был ребенком женщины, похищенной орлом. Из-за этого он унаследовал все повадки орла, но от человека в нем было совсем не много. Ларра, как и его родитель, охотно нарушал права окружающих ради своих нужд. Один лишь каприз позволил ему убить девушку, которая отказалась пойти с ним. После убийства Ларра не чувствовал даже угрызений совести, так как любил и ценил только себя. Конечно же, люди захотели защититься от такого агрессора и приняли решение изгнать героя. Конфликт Ларры и его племени — это аллегория отношений преступника и общества. Когда человек нарушает общие правила, он получает отпор от окружения. Причина этого противостояния заключается в том, что личность попирает права и свободы других ради себя.

Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» важное место занимает образ Ларры, героя одной из рассказанных старухой Изергиль легенды. Ларра является получеловеком-полуорлом, так как его родителями являются девушка и укравший ее орел. Ларра, пришедши к племени своей матери, мог сделать так, чтобы признаки человека преобладали над признаками орла, однако Ларра не становится человеком. Невозможность стать человеком связана с тем, что Ларра был уверен в том, что он лучше всех людей, он не считал представителей племени равными себе. Ларра не был и не хотел быть частью общества. То, что Ларра убил невинную девушку просто из-за того, что она отказалась быть с ним, говорит о том, что Ларра даже не пытался поставить себя на ее место, он не захотел понять чувства девушки. И если сначала Ларра был получеловеком-полуорлом, который мог стать человеком благодаря нахождению в обществе, то в финале легенды говорится о том, что он вовсе стал тенью. С помощью образа Ларры М. Горький выражает мысль о том, что невозможно стать человеком в широком смысле этого слова, если не быть частью общества, ставить себя превыше всех остальных и не пытаться понять чувства других людей.

Автор: Татьяна Андреевна Ефанова.  (источник: 4ege.ru)

Значимые цитаты и афоризмы из текста:

(Источник: vk.com/sotochka_eg) 

Афоризм - законченная мысль, изречённая  в лаконичной форме.

1. Легенда о Ларре  - Жить вне общества людей и для себя
«когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе»
«он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего»
(гордость, нежелание понимать других, считать их равными себе)

«И долго все молчали, глядя на нее, лежавшую с открытыми глазами и окровавленным ртом, и на него, который стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, — не опустил своей головы, как бы вызывая на нее кару. Потом, когда одумались, то схватили его, связали и так оставили, находя, что убить сейчас же — слишком просто и не удовлетворит их».

«И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления... Хотели разорвать его лошадьми — и это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много — и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем»

«Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого» (человек не может существовать без людей / губительность эгоизма)

«Наказание ему — в нем самом!» (соразмерность наказания и преступления)

«— Не троньте его! Он хочет умереть! И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним»

«Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!»

2. Судьба Изергиль - Жить с людьми, но для себя

«Мне горько стало, как подумала я, что раньше за мной ползали... а вот оно, пришло время — и я за человеком поползла змеей по земле…» (убийство ради любви)

(любовь, не знающая преград / смысл жизни героини – в любви / однако и эта героиня эгоистична)

“И все они — только бледные тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень”.

3. Легенда о Данко -  Жить с людьми и для людей 

«Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». (настоящий лидер)

«Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как! ….— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!»

«Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...»

«— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!»

«…Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе»

Пример №1 итогового сочинения на тему: "Почему надежда важна для человека?" (вместе писали на вебинаре)

        Я считаю, что надежда очень важна для человека, потому что она заставляет его иди к своей цели, несмотря ни на что, вселяет в него веру в себя, хоть в нём могут сомневаться окружающие люди. Если человек теряет надежду, то он теряет и силы, позволяющие идти вперёд.
(Пример 1:)

         Многие писатели обращались к этой теме. Например, в произведении М. Горького «Старуха Изергиль» повествуется о племени, которое под натиском врага было вынуждено покинуть свой дом и начать скитаться по темному и опасному лесу, наполненному ядовитыми испарениями. Казалось, надежды на выживание нет, но среди племени нашёлся отважный юноша, который верил в то, что сможет помочь своему народу и провести их сквозь лес. И его уверенность в том, что спасение возможно, объединила людей и воодушевила их двигаться навстречу новой жизни.  Так автор указывает на то, что надежда позволяет людям двигаться вперед к светлому будущему.

(Пример 2: )

Люди пошли за Данко, но после долгих скитаний они почувствовали слабость и впали в отчаяние. Племя стало упрекать своего лидера, люди захотели даже убить его. В отличие от окружающих, Данко не потерял надежду на спасение. Он понял, что должен вырвать своё сердце, чтобы осветить племени путь, благодаря чему люди смогут выбраться из опасного леса, сохранив свои жизни. Так он и поступил. Из-за того, что герой единственный не утратил веру в лучшее, его народ выжил и обрел нвоый дом. Прочитав рассказ “Старуха Изергиль”, можно прийти к выводу, что надежда - это вера в свои силы, которая помогает человеку добиться поставленных целей. Она служит движущей силой для совершения поступков, в том числе героических.

         Итак, надежда нужна людям, потому что является огоньком света даже в самые тёмные времена. Не зря говорят, что надежда умирает последней. (Источник: vk.com/sotochka_eg)

(269 слов)

Пример №2 итогового сочинения на тему: "Можно ли быть независимым от общественного мнения?" ЗАЧЕТ, 5 БАЛЛОВ

(Автор сочинения – Лазарева Екатерина Евгеньевна)

Наверное, каждый человек не раз в течение своей жизни задумывался над тем, зависит ли он от окружающего мнения, сможет ли он принять решение, которое будет противоречить мнению большинства. Ведь, действительно, плыть против течения не так просто, гораздо легче, когда твои мысли и действия совпадают с мыслями других людей.

Так способен ли человек быть независимым от общественного мнения? Я думаю, что это зависит от самого человека, от его характера, жизненного уклада. Не каждому дана сила, способная противостоять большинству. Чтобы доказывать свою точку зрения, взгляды на мир, необходимо иметь закаленный, боевой характер, который есть далеко не у каждого человека.

Многие авторы-классики обращались к этой теме. Так, в рассказе “Старуха Изергиль” М. Горький повествует легенду о Данко, который вывел людей из леса, нашел им новое место для дальнейшей жизни. Люди были не уверены, что Данко справиться с этим заданием. Но Данко, вопреки мнению большинства, собрал свои силы и все же вывел людей на свет. Этим рассказом автор доносит до нас следующую мысль: собственные принципы, индивидуальное мышление могут спасти не только одного человека, но и целое племя людей. Данко-отважный человек, с сильным характером, поэтому ему хватило силы духа, чтобы побороть общественные указы и остаться при своем мнении.

Существуют и другие элементы, подтверждающие мою точку зрения. Например, А.П. Чехов в произведении “О любви” описывает недостижимость человеческого счастья из-за мнения окружающих. Алехин, влюбленный в Анну Алексеевну, которая была замужем и имела двоих детей, не смог переступить через общественное мнение и признаться в своих чувствах, ведь это не вписывалась в рамки общества. Даже такое сильное чувство любви, не смогло противостоять общественным законам. Героев Чехова волновало мнение людей, и именно из-за него они стали несчастны.

На примере жизненных путей данных героев мы видим, что общественное мнение способно губить жизни, чувства, мысли людей. Каждый из нас должен иметь свои представления о мире, свое личное

мнение, независимое от других, ведь человек-разумный- это человек, способный к самостоятельному мышлению.

Комментарий эксперта

ЗАЧЕТ ПО ВСЕМ КРИТЕРИЯМ!

Как сделать сочинение лучше:

  • Вступление хорошее
  • В основной части не забывай о тезисах и микровыводах. Перед каждым примером из литературы должен быть тезис (ответ на вопрос темы).
  • Вывод не по теме.
  • Речевые недочеты в итоговом сочинении не учитываются, но на ЕГЭ из-за них снизят баллы по критериям К10 и К6. Поработай с речевым оформлением сочинений уже сейчас, чтобы не переучиваться весной!
  • Поработай над грамотностью!

Пример №3 итогового сочинения на тему: "Бывает ли общественное мнение ошибочным?"

Человек на протяжении всей жизни находится в обществе. Казалось бы, найти отклик своим душевным переживаниям любому из нас не представляет труда. К сожалению, это не так. И, вращаясь в обществе, будучи человеком активным, можно остаться непонятым и даже отвергнутым. Общественное мнение зачастую бывает ошибочным. Когда же это может произойти?

На мой взгляд, те, чьи убеждения прогрессивны и опережают своё время, оказываются непринятыми большинством. В произведениях русской классической литературы есть примеры такого типа людей.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «фамусовским» обществом отвергнут Чацкий. Это передовой человек своего времени, понимающий, что продвижение по служебной лестнице должно быть благодаря заслугам и конкретным делам, а не умению угождать вышестоящим. Он ценит русскую культуру, критикует засилие иностранного, закоренелость нравов, низкопоклонничество и взяточничество. Чацкий образован, умен, прогрессивен, но одинок и в обществе, и в любви. Ни один из героев комедии не разделяет его взглядов, Софья распространяет слух о его сумасшествии. Как ни странно, все охотно верят этой сплетне, потому что только так можно объяснить, почему Чацкий мыслит иначе, чем все те, кто оказался в доме у Фамусова. Герой одинок от непонимания, его взгляды отличны от мнения большинства – в этом причина такого к нему отношения. Мнение «фамусовского общества» о Чацком ошибочно потому, что он опередил своё время.

Но не только носитель прогрессивных взглядов может быть не принят в обществе, но и тот, кто силен духом, кто лучше своего многочисленного окружения.

Так, в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» звучит легенда о Данко. Этот герой спас всех людей от верной гибели, он вывел их сквозь непроходимые леса. Путь был трудным, люди обессилили и обвинили во всем Данко, человека, который шел впереди их. Упрекали его в неумении управлять ими. Данко вырвал своё сердце и осветил им путь, спас людей ценой своей жизни, но осталась незамеченной его гибель. Он совершил подвиг во имя спасения людей. Обвинения же в адрес Данко были несправедливыми.

Когда общественное мнение может быть ошибочным? Я думаю, что это происходит, если личность опережает свое время по взглядам, мировоззрению, пониманию жизни или оказывается ярче, сильнее, отважнее тех, кто её окружает.

Конспект на тему "Аргументы  рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»"

Источник: 4ege.ru



У вас недостаточно прав для комментирования

  Наверх