Почему нельзя убивать время - итоговое сочинение




Собираем материал для подготовки к написанию итогового сочинения ЕГЭ 2024-2025 на тему: "Почему нельзя убивать время?" раздела 3 "Природа и культура в жизни человека": готовые примеры, аргументы, цитаты, афоризмы, речевые клише. 

Напомним, что с 2023 года направления отменяются. Подробнее здесь. 

В 2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка ФИПИ тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.

Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются. Выпускники пишут экзамен под наблюдением учителя, сидя за партой по одному и не используя никаких вспомогательных материалов, кроме орфографического словаря. Прослушав инструкцию, они получают билет с шестью темами, выбирают одну из них и пишут развёрнутое сочинение.

Что такое итоговое сочинение?

Это сочинение в формате рассуждения (первый серьезный экзамен в 11 классе). Ученик отражает в тексте свою позицию по выбранной теме и обосновывает её - приводит примеры из литературных произведений.

Какие задачи решает итоговое сочинение?

Итоговое сочинение - это допуск к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата
сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Рекомендуемое количество слов — от 350, если в сочинении менее 250 слов (служебные слова учитываются), то выставляется «незачёт» за работу в целом.

Итоговое сочинение пишут в первую среду декабря последнего года обучения

Даты проведения итогового сочинения 2025: основная дата итогового сочинения – 4 декабря (среда) 2024 года резервные дни для сдачи – 5 февраля (среда) 2025 года и 9 апреля (среда) 2025 года

Структура сочинения: оно должно состоять из трёх частей. 

Сколько аргументов в итоговом сочинении?

В критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения). Допускается приведение только одного аргумента для доказательства своей точки зрения.

  • Вступление — I абзац — вводная часть и первый абзац текста. Внимание к заданному вопросу, формулировка тезиса - выражение своего мнения. 
  • Основная часть — самый большой отрывок текста, включающий размышления ученика и аргументацию. Основная часть может состоять из 2 абзацев:

II абзац — Связочная фраза, подводящая к первому примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.

III абзац — Связочная фраза, подводящая ко второму примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.

  • Заключение — IV абзац — последний абзац сочинения, вывод из всего вышесказанного и обобщение размышлений. 

Высказывания и цитаты по проблеме «Ценность времени»

  • „Время часто убивает тех, кто старается убить его.“ —  Пьер Буаст французский поэт 1765–1824
  • „Пока мы думаем, как убить время, нас убивает время.“ —  Альфонс Алле французский 1854–1905
  • „Что ты хочешь? — Я хочу убить время. — Время очень не любит, когда его убивают.“ —  Льюис Кэрролл английский писатель, математик1832–1898

Аргументы и примеры из произведений для написания итогового сочинения на тему: "Почему нельзя убивать время?"

1. А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

Молодой человек отвергает Татьяну, даже пристыжает ее за порыв чувств, что в итоге печалит девушку. Героиня выходит замуж за другого, а Евгений лишь в конце произведения осознает, что Ларина имеет для него значение. Но теперь, несвоевременно одумавшись, Онегин теряет и это. Самое главное заключается в том, что убитое время Онегина – его молодость. Это прекрасная пора, в которую многие необдуманно совершают ошибки. Однако часы жизни безвозвратно потеряны.

2.  Л. Н. Толстой «Война и мир»

О том, что нельзя «убивать время», писал в своих работах между строк и Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» автор акцентирует внимание на том, как Наташа Ростова распоряжается временем в момент, когда все собираются уезжать из Москвы. Девушка не только поступает милосердно, отдавая повозки раненным, но и экономит время семьи. Она не шатается по городу в попытках понять, где и как нужно упаковать дорогой фамильный сервиз. Фокусируя внимание на действительно важном, героиня спасает жизни и даже подталкивает остальных делать что-либо во благо других.

3. К. Паустовский «Телеграмма».

Героиня рассказа, Катерина Петровна – немолодая женщина, ее дочь Настя живет в большом городе, редко навещает мать. Когда Катерина Павловна сильно заболевает, то Тихон, ее сосед, отправляет Насте телеграмму с просьбой приехать. Телеграмму Настя получает, но не читает ее сразу, так как понимает, что если мать пишет, то, еще жива и все хорошо. Читает письмо она позднее. Настя мчится домой к матери, но так как прошло достаточно много времени, деушка приезжает уже к могиле, где горько плачет. 

4. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Главному герой пятьдесят восемь лет. Он очень богатый, ни в чем не нуждается и занимает высокое положение в обществе. Чтобы стать столь обеспеченным, герой много работал, у него часто не было времени на жену и дочь. Все свое время он тратил на заработок и никогда не брал в расчет то, что рано или поздно его срок жизни выйдет. И вот настал день, когда герой достиг своей цели, решил провести время со своей семьей и отдохнуть.

5. Ф. Достоевский «Преступление и наказание».

Главный герой, Раскольников, проводит много времени в бесконечных раздумьях и пустых занятиях и это особенно хорошо видно на фоне его друга.  Родион действительно «убивает время», ничего не делая, и таким образом теряет ценные моменты своей жизни. Затем, Раскольников совершает преступление, из-за которого его жизнь меняется кардинально. Это произошло потому, что он не использовал время по-настоящему, не делал что-то полезное для себя и своего окружения.

6. М. Лермонтов «Герой нашего времени».

Главный герой, Печорин, – это человек, который не может найти свое место в жизни, вместо того, чтобы делать что-то приносящее обществу пользу, стремиться к самосовершенствованию, он просто проводит время в поисках развлечений. Печорин часто отправляется в путешествия, он просто хочет скрыться от забот и забыть о долгах перед своими близкими. Такие действия  делают его жизнь бесцельной.

Рассказ А.С. Грина «Зелёная лампа» для подготовки к итоговому сочинению на тему: "Почему нельзя убивать время?"

Аргументы

В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?

Один из главных героев рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа» Джон Ив оказался в безвыходном положении. Несмотря на юный возраст, он испытал уже немало страданий и лишений. В поисках работы, после смерти воспитателя, Джону Иву пришлось переехать из родной Ирландии в Лондон. Ему приходилось браться за любой тяжёлый труд, однако в конечном счёте молодой человек остался ни с чем, не имея возможности заработать даже на кусок хлеба. Герой А.С. Грина не видел смысла в своём существовании, давно утратил надежду на благополучный исход и почти смирился с необходимостью жить на улице и умереть от болезни или постоянного недоедания. Именно в подобных ситуациях, когда человек не может ни в чём найти опору, а рядом нет близких и друзей, им овладевает отчаяние, и лишь случайность может изменить установившийся в жизни порядок.

Какую роль в достижении целей играет чтение книг?

В рассказе А.С. Грина «Зелёная лампа» идёт речь о целеустремлённом человеке, поверившем в свои силы. Изначально Джон Ив был нищим, бродягой, который даже не задумывался о будущем. После предложения Стильтона за небольшую плату зажигать зелёную лампу жизнь Джона кардинальным образом изменилась. Согласно уговору, ему нельзя было выходить на улицу и общаться с людьми с пяти вечера до двенадцати ночи, и от скуки он начал читать книги. Однако впоследствии чтение по-настоящему увлекло главного героя и подтолкнуло к профессиональному выбору: «Однажды я раскрыл старую анатомию, лежавшую на этажерке той комнаты, где я жил, и был поражен. Передо мной открылась увлекательная страна тайн человеческого организма». Благодаря чтению Джон Ив обрёл надежду и смог поставить перед собой достойную цель – стать врачом. Таким образом, именно книги стали главным толчком для молодого человека, позволившим ему поверить в свои силы, а внимательное изучение учебной литературы помогло сдать экзамены в медицинский колледж.

Какую роль в судьбе человека может сыграть самолюбие?

Один из главных героев рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа» Стильтон – жестокий и эгоистичный человек, привыкший брать от жизни всё. Автор отмечает: «Стильтон в 40 лет изведал все, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в 20 миллионов фунтов». Обладая неслыханным богатством, Стильтон считал себя всемогущим, упивался собственной властью и авторитетом. Однако чувство пресыщенности жизнью не давало ему быть счастливым, и от скуки он решил поиздеваться над нищим молодым человеком Джоном Ивом. Стильтон хотел провести эксперимент над бродягой, «купленным дёшево, в рассрочку, надолго», будучи уверенным в том, что Джон в конечном счёте сопьётся или сойдёт с ума. Самолюбие Стильтона сыграло с ним злую шутку: разорившись, он утратил и прежнее влияние, и авторитет. С помощью этого примера автор подчёркивает: эгоизм – это разрушительная сила, способная однажды уничтожить человека, который слишком сильно зависит от материальных ценностей.

Правильно ли отвечать злом на зло?

В рассказе А.С. Грина «Зелёная лампа» ставится следующий проблемный вопрос: «Правильно ли отвечать злом на зло?» Эгоистичный и лицемерный Стильтон, владелец торговых складов, решил провести над нищим молодым человеком Джоном Ивом жестокий эксперимент. Благодаря врождённой любознательности и целеустремлённости Джона, всё обернулось совсем не так, как предполагал Стильтон. Перемены, произошедшие в судьбах обоих героев, подчёркиваются автором с помощью приёма контраста. Бродяга Джон Ив превратился в талантливого хирурга, а Стильтон – в «грязного, скверно одетого» старика. Если бы Джон был безнравственным и мстительным человеком, он бы воспользовался случаем и искренне порадовался падению Стильтона, но, по мнению автора, люди не должны отвечать злом на зло. Что бы ни случилось, важно научиться прощать, и именно так поступает главный герой рассказа. Джон Ив не только провёл старику операцию, но и предложил ему работу в амбулатории. Этот пример доказывает, что даже на злой, жестокий поступок важно ответить добром, ведь такое умение облагораживает душу человека. 

Пример №1 готового итогового декабрьского сочинения на тему: "Почему нельзя убивать время?"

(Источник: 100ballnik.com)

Нельзя убивать время, ведь оно бесценно и не может быть возвращено ни при каких обстоятельствах. В молодости мы относимся к часам и минутам жизни крайне беспечно, совершаем ошибки, посвящаем себя совершенно ненужным вещам. Лишь по мере взросления человек осознает ценность времени, что доказывают в произведениях различные отечественные и зарубежные писатели.
Например, праздно проводит жизнь и убивает время Евгений Онегин в одноименном романе в стихах А.С. Пушкина. Молодой человек не стремится развиваться или достигать какие-то высокие цели. Герой бездумно растрачивает лучшие годы жизни на развлечения и постоянный отдых, что в итоге приводит только к катастрофе. Во-первых, заигравшийся Евгений оказывается лицом к лицу на дуэли с другом. Лишив жизни товарища, главный герой отправляется в путешествие в попытке обновить сознание и отпустить ситуацию с преступлением. Во-вторых, прожигание жизни лишает Евгения настоящей любви.

Молодой человек отвергает Татьяну, даже пристыжает ее за порыв чувств, что в итоге печалит девушку. Героиня выходит замуж за другого, а Евгений лишь в конце произведения осознает, что Ларина имеет для него значение. Но теперь, несвоевременно одумавшись, Онегин теряет и это. Самое главное заключается в том, что убитое время Онегина – его молодость. Это прекрасная пора, в которую многие необдуманно совершают ошибки. Однако часы жизни безвозвратно потеряны.

О том, что нельзя «убивать время», писал в своих работах между строк и Л.Н. Толстой. В романе-эпопее «Война и мир» автор акцентирует внимание на том, как Наташа Ростова распоряжается временем в момент, когда все собираются уезжать из Москвы. Девушка не только поступает милосердно, отдавая повозки раненным, но и экономит время семьи. Она не шатается по городу в попытках понять, где и как нужно упаковать дорогой фамильный сервиз. Фокусируя внимание на действительно важном, героиня спасает жизни и даже подталкивает остальных делать что-либо во благо других.
Необходимо научиться правильно и с пользой для себя отдыхать, равномерно распределяя выполнение определенных заданий. Невозможно остановить время, вернуть его вспять, или заглянуть в будущее. Герою из русской классики на собственном примере доказывают, что необходимо ценить буквально каждую секунду бытия, уделяя внимание друзьям, чувствам и положительным поступкам во благо общества.

Пример №2 готового итогового декабрьского сочинения на тему: "Почему нельзя убивать время?"

(Источник: 100ballnik.com)

Нам часто говорят: «Чего ты лежишь!? Нельзя убивать время!». Сложно понять эту фразу, когда тебе всего семнадцать лет, ведь все еще впереди. Но когда мы станем старше, ее значение будет уже поздно толковать, так как время — это единственный невосполнимый ресурс, которого мало будет всегда. Тот, кто тратит его бездумно, останется у разбитого корыта и ничего не сможет изменить. Об этом говорят многие литературные примеры.

Эта тема затронута в произведении И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». В книге изображены два мира: прошлое и настоящее. Главный герой – одинокий старик. Однажды он прочитал стихотворение «Розы», но смог запомнить только одну его строчку, которая прочно застряла у него в голове. Она все время крутится в мыслях героя, а его память показывает картинки из прошлого. Вот на окне сидит девушка, и герой испытывает к ней нежное, щемящее сердце чувство. На следующей картинке изображен деревенский дом, полный смеха, шума и звуков вальса. Но это все прошлое. В настоящем же герой невероятно одинок, за окном сумерки и тишина, а у ног старый пес. Ему холодно и неуютно. К сожалению, скоротечность времени мы осознаем лишь в зрелом или старческом возрасте, когда все, что остается от молодости – крохотные обрывки воспоминаний. И лишь тогда приходит понимание, что было очень важно ценить все моменты жизни и раскрашивать их яркими красками и полезными делами. Поэтому очень важно научиться ценить время и стараться тратить большую его часть на действительно важные для себя дела.

О том же пишет И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Главному герой пятьдесят восемь лет. Он очень богатый, ни в чем не нуждается и занимает высокое положение в обществе. Чтобы стать столь обеспеченным, герой много работал, у него часто не было времени на жену и дочь. Все свое время он тратил на заработок и никогда не брал в расчет то, что рано или поздно его срок жизни выйдет. И вот настал день, когда герой достиг своей цели, решил провести время со своей семьей и отдохнуть. Он запланировал двухгодовалое путешествие по Европе, Азии и Африке. Благодаря своему статусу и достатку, он везде был желанным гостем и пользовался всем самым лучшим. Но на острове Капри у господина происходит сердечный приступ, он умирает. Из этого примера становится ясно, что человек не имеет власти над временем. Оно не считается с нашими прихотями. Его не стоит откладывать «на потом», так как оно быстро и безвозвратно уходит. Поэтому нужно расходовать его грамотно. Например, не отдавать все минуты на один лишь заработок, ведь в таком случае можно упустить более важные моменты в жизни, а второго шанса не будет.

Можно сделать вывод, что время — это та невосполнимая ценность, которую легко потерять впустую, если вести себя необдуманно. Убивать время — значит расходовать его так, чтобы от него не осталось и следа в памяти, чтобы оно не оставило никаких значимых результатов. Мировая культура напоминает нам о том, как важно все успеть, ибо молодость и ее силы быстротечны. Не успеем оглянуться, а уже ничего в жизни не осталось.

Важные ссылки:



У вас недостаточно прав для комментирования

  Наверх