На дне: аргументы к итоговому сочинению
💬 (0) |
- 23.11.2024
Собираем материал для подготовки к написанию итогового сочинения 2024-2025, аргументы по пьесе М. Горького "На дне": аргументы, готовые примеры, цитаты, афоризмы.
Для итогового сочинения по пьесе М. Горького "На дне" можно рассмотреть темы: «Надежда и отчаяние», "В чем смысл жизни".
«На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года и изображающая группу обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Горький отмечал, что пьеса — итог его почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей». Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В названии «На дне» заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Начиная с триумфальной премьеры в МХТ (декабрь 1902 года) обошла театральные сцены всего мира.
Впервые перед зрителем предстал невиданный до сих пор мир бродяг, воров, проституток,а в нём отразился тот мир, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира - обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Мрачный быт костылёвской ночлежки изображён как воплощение социального зла.
Жанр - драма. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии - в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры обитателей ночлежки определяют развитие драматургического конфликта. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд - это характерно для жанра философской драмы.
Напомним, что с 2023 года направления отменяются. Подробнее здесь.
В 2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка ФИПИ тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются. Выпускники пишут экзамен под наблюдением учителя, сидя за партой по одному и не используя никаких вспомогательных материалов, кроме орфографического словаря. Прослушав инструкцию, они получают билет с шестью темами, выбирают одну из них и пишут развёрнутое сочинение.
Что такое итоговое сочинение?
Это сочинение в формате рассуждения (первый серьезный экзамен в 11 классе). Ученик отражает в тексте свою позицию по выбранной теме и обосновывает её - приводит примеры из литературных произведений.
Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение - это допуск к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата
сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Рекомендуемое количество слов — от 350, если в сочинении менее 250 слов (служебные слова учитываются), то выставляется «незачёт» за работу в целом.
Итоговое сочинение пишут в первую среду декабря последнего года обучения.
Даты проведения итогового сочинения 2025:
- основная дата итогового сочинения – 4 декабря (среда) 2024 года
- резервные дни для сдачи – 5 февраля (среда) 2025 года и 9 апреля (среда) 2025 года
Структура сочинения: оно должно состоять из трёх частей.
Сколько аргументов в итоговом сочинении?
В критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения). Допускается приведение только одного аргумента для доказательства своей точки зрения.
- Вступление — I абзац — вводная часть и первый абзац текста. Внимание к заданному вопросу, формулировка тезиса - выражение своего мнения.
- Основная часть — самый большой отрывок текста, включающий размышления ученика и аргументацию. Основная часть может состоять из 2 абзацев:
II абзац — Связочная фраза, подводящая к первому примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.
III абзац — Связочная фраза, подводящая ко второму примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.
- Заключение — IV абзац — последний абзац сочинения, вывод из всего вышесказанного и обобщение размышлений.
Важные ссылки:
Аргументы и проблемы в пьесе М. Горького "На дне" для написания итогового сочинения.
Надежда и отчаяние. Смысл жизни.
В драме «На дне» М. Горький раскрывает тему ложной и истинной надежды, тему смысла жизни. Чтобы понять, как действует автор, обратимся к композиции пьесы. В ходе произведения мы узнаем несколько печальных историй обитателей ночлежки. Мы начинаем понимать, что каждый из них живёт надеждами, но изменить своё положение не может в силу обстоятельств. С появлением Луки настроение многих героев меняется, потому что верующий странник вселяет в сердца ночлежников ложную надежду. Он разговаривает с каждым, утешает, старается поддержать, но слова Луки превращают всех его слушателей в безнадёжных мечтателей. Читатель же понимает, что подобное сострадание не может помочь человеку, подтолкнуть его к действию, а, следственно, изменить его жизнь.
После исчезновения Луки в душах ночлежников появляется истинная надежда. Сатин высказывается о человеке, о его призвании, о его силе и красоте: «Человек – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит – гордо!» Этот монолог показывает , что луч истинной надежды, на мгновение озарил хмурую ночлежку Коростылева.
Тема надежды проходит через всю пьесу, заметна она и в ремарках. Горький начинает пьесы с замечания для зрителей: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны….» Эти автор хотел подчеркнуть, что нет света среди ночлежников, а лишь мрак отчаяния и духовной пустоты. А в четвёртом действии в ремарке Горький пишет: «Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе — ветер.» , получается, что ночлежка освещена уже не снаружи, а изнутри. У обитателей дна появилась надежда на изменения в жизни. Их покинуло прежнее отчаяние, которое присутствовало в начале. Это Лука показал обитателям ночлежки, насколько ужасна их жизнь. Сатин, говорит, что старичок подействовал на него «как кислота на ржавую монету». Однако старания Луки оказались тщетны, финал драмы заставляет ас задуматься о многом, в том числе и о том, что ложная надежда хороша лишь в немногих случаях, нет ничего лучше правды.
Уважение к людям
Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
Так, М. Горький в пьесе «На дне» изобразил героиню, которая не уважала людей и лишь использовала их в своих целях. Василиса ненавидела даже мужа и сестру и сдерживала свои чувства только тогда, когда этого требовала выгода. Всех обитателей ночлежки, своих клиентов и постояльцев, она за людей не считала. Из ее уст исходила лишь брань в их адрес. Каждый новый знакомый вызывал у нее подозрения и агрессию. Например, Луку она сразу же встретила с недовольством: «Прохожий… тоже! Говорил бы — проходимец… всё ближе к правде-то…». Но в глубине души Василиса была еще злее, чем казалась внешне: она планировала вынудить любовника убить мужа, чтобы завладеть его имуществом. Поэтому даже Васька Пепел, вор и бродяга, отвернулся от нее, сказав, что нет у нее души. Многие герои в тех или иных выражениях отмечали ее искаженную, надломленную сущность. Василиса никого не уважала и относилась к людям плохо, поэтому не смогла стать полноценной личностью.
Горькая правда или сладкая ложь
Философская драма М. Горького «На дне» посвящена вечному вопросу: что для человека предпочтительнее – горькая правда или сладкая ложь? Герои произведения высказывают разные точки зрения по этому поводу. Наиболее интересной является позиция странника Луки, который совершенно неожиданно появляется в ночлежке, а спустя какое-то время внезапно из неё исчезает. Так кто же он: обманщик и жулик или всё-таки философ-гуманист? На мой взгляд, это один из самых противоречивых образов пьесы, поэтому сложно ответить однозначно.
Когда Лука появляется в ночлежке Костылёва, то сама атмосфера в ней меняется в лучшую сторону. Почти для каждого странник находит утешительные слова. Например, смертельно больной Анне он рассказывает о загробной жизни в раю, тем самым вселяя в неё надежду на скорое освобождение от мук. Причинил ли Лука умирающей какой-то вред? Напротив, он облегчил её страдания. Несчастному Актёру странник внушает мысль о возможности исцелиться в клинике, где лечат от алкогольной зависимости. Всем известно, что такие больницы действительно существуют, и можно подумать, что Лука просто направляет этого человека, указывает ему возможный путь. Точно по таким же причинам Лука советует профессиональному вору Ваське Пеплу начать новую жизнь в Сибири вместе с возлюбленной Наташей. По мнению странника, «во что веришь – то и есть». Это значит, что правда – само по себе относительное понятие, ведь у каждого человека она своя. Все эти примеры доказывают, что герой М. Горького пытается играть роль философа-гуманиста. В таком случае его имя может отсылать к великомученику святому Луке, ведь и странник пытается проповедовать в ночлежке добро.
Однако есть и другая точка зрения: Лука – это имя, которое могло произойти от слова «лукавый». В таком случае проводится прямая параллель с чёртом, соблазняющим человека неправдоподобными выдумками и бесплодными иллюзиями. Слабость философии странника доказывает развязка драмы: Актёр, потеряв надежду на исцеление после внезапного исчезновения Луки, покончил с собой, а Васька Пепел убил человека. Никому из них не помогла «правда» странника, а это значит, что он лишь временно облегчил их муки, но не смог избавить от страданий. Авторская позиция раскрывается через монологи Сатина в финале пьесы. По его мнению, «ложь – религия рабов и хозяев», а «правда – бог свободного человека». Тот, кто способен посмотреть правде в лицо, какой бы она ни была, достоин называться настоящей личностью и заслуживает обретения духовной свободы. Но можно ли считать Луку «жуликом» и «обманщиком?» Скорее, он лишь хотел оказать отчаявшимся людям, опустившимся на самое дно, поддержку и хотя бы на какое-то время помочь им почувствовать себя лучше. Конечно, его «утешительная ложь» в итоге не принесла пользы людям, но он всё-таки попытался ненадолго облегчить их боль.
Таким образом, нельзя назвать Луку мошенником и «жуликом», потому что он обманывал других без каких-либо злых намерений. Но в то же время его философия не проходит проверку реальностью, поэтому героя сложно считать гуманистом. Подлинный гуманизм заключается в том, чтобы уметь принимать правду, о чём говорил Сатин, а не скрывать её за маской сладкой лжи.
Тема униженных и оскорбленных в литературе.
В центре - спор о человеке. Главное в этом споре - проблема правды и лжи: надо ли воспринимать жизнь такой, какая она на самом деле (со всей её безысходностью для персонажей есть«дна»), или жить иллюзиями.
Горький ставит в этой пьесе философский вопрос: что лучше - истина или сострадание?
Два уровня конфликта. Каждое драматическое произведение имеет
два уровня конфликта: один лежит на поверхности и выражается в противостоянии персонажей, а другой - внутренний, обычно философский. В пьесе на поверхности лежит социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт ставит вопрос: «Что важнее для человека - ложь или правда?».
Русская речь – ценное наследие нашей страны
Каждый из героев «попал на дно» по разным причинам. И несмотря на то, что социальная пропасть так или иначе заставляла всех героев строить свою речь одинаковым образом, из реплик некоторых персонажей можно выявить отдельные стороны их характеров и деталей прошлого. Так, например, Актер, будучи когда-то образованным человеком, уважающим свой язык, выражает свою мнение звучно и даже красиво, без бранных и негативно окрашенных слов, зачастую в стихотворной форме. Из этого можно сделать вывод, что этот герой ранее принадлежал к более высокому сословию, ценил свой язык и не утратил к нему уважение. Клещ же, к примеру, использует короткие предложения, бранную лексику, частые повторы и долгие паузы, свидетельствующие о том, что ему тяжело выражать свою мысль. Этому герою абсолютно все равно, как он говорит и правильно ли использует слова.
И можно сделать вывод, что русская речь – ценное наследие нашей страны, и, к тому же, емкая характеристика всех её жителей. И потому в наших руках лежит ответственность за сохранение языка и его дальнейшее развитие.
В каких поступках человека проявляется доброта?
В пьесе М. Горького «На дне» Лука с помощью ласковых слов утешает неизлечимо больную Анну, и она успокаивается перед смертью. Общение с людьми – это великое искусство, которому приходится учиться всю жизнь.
Три философии - три ответа на главный вопрос пьесы.
Философия Луки
Лука верит в человека, в любого, Для него все хороши, и «чёрненькие, и беленькие». Лука - носитель философии веры. Суть его философии в том, что вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь - то и есть».
Философия Сатина
Принято считать, что главный оппонент Луки в споре о правде - Сатин. Он действительно произносит слова: «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека». Но именно Сатин заступается за Луку, запрещает говорить про старика плохо и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в жизнь идеи Луки. Сатин говорит, что Лука подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету». Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему» он предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному человеку, человеку мечты. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.
Философия автора
Автор решительно спорит с Лукой, доказывая, что жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное - что человек может примириться со своей беспросветной жизнью, согласиться терпеть. Такого примирения, по мнению Горького, допускать нельзя. Спор писателя с Лукой - это во многом спор его с самим собой. Недаром современники вспоминали, что по своим человеческим качествам Горький был во многом близок к этому утешителю. Композиция пьесы разоблачает философию Луки: острые драматические события опровергают утешительную роль Луки, а сам Лука задолго до финала тихонько исчезает.
Получается, что однозначного ответа на философские вопросы пьесы нет.
Афоризмы и цитаты к итоговому сочинению по пьесе М. Горького "На дне"
Ф. И. Шаляпин высказался в интервью сотруднику газеты «Санкт-Петербургских ведомостей: «Я нахожу, что по красоте языка и по глубине содержания «На дне» напоминает «Снегурочку» Островского…» Действительно, речь персонажей пьесы колоритная и афористичная.
Афоризм - законченная мысль, изречённая в лаконичной форме.
Лука
- «Старику - где тепло, там и родина».
- «Все мы на земле странники…»
- «Человек всё может… лишь бы захотел».
- «Помрёшь - отдохнёшь».
- «Во что веришь, то и есть».
- «Любить живых надо».
- «Человека приласкать - никогда не вредно».
- «Не всегда правдой душу вылечишь».
- «Под лежачий камень вода не течёт».
- «Есть - люди, а есть - человеки».
- «Тюрьма - добру не научит, а человек - научит».
Сатин
- «Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются».
- «Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд обязанность, жизнь - рабство!»
- «Что такое правда? Человек - вот правда!»
- «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!»