Гроза - аргументы к итоговому сочинению
💬 (0) |
- 17.11.2024
Материал для подготовки к написанию итогового сочинения 2024-2025, аргументы по произведению "Гроза" А. Н. Островского: аргументы, готовые примеры, цитаты, афоризмы.
Как правильно подготовиться и написать на "зачет": требования, критерии, структура, примеры.
В 2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются. Выпускники пишут экзамен под наблюдением учителя, сидя за партой по одному и не используя никаких вспомогательных материалов, кроме орфографического словаря. Прослушав инструкцию, они получают билет с шестью темами, выбирают одну из них и пишут развёрнутое сочинение.
Что такое итоговое сочинение?
Это сочинение в формате рассуждения (первый серьезный экзамен в 11 классе). Ученик отражает в тексте свою позицию по выбранной теме и обосновывает её - приводит примеры из литературных произведений.
Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение - это допуск к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата
сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Рекомендуемое количество слов — от 350, если в сочинении менее 250 слов (служебные слова учитываются), то выставляется «незачёт» за работу в целом.
Структура сочинения: оно должно состоять из трёх частей. Допускается приведение только одного аргумента для доказательства своей точки зрения.
- Вступление — I абзац — вводная часть и первый абзац текста. Внимание к заданному вопросу, формулировка тезиса - выражение своего мнения.
- Основная часть — самый большой отрывок текста, включающий размышления ученика и аргументацию. Основная часть может состоять из 2 абзацев:
II абзац — Связочная фраза, подводящая к первому примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.
III абзац — Связочная фраза, подводящая ко второму примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.
- Заключение — IV абзац — последний абзац сочинения, вывод из всего вышесказанного и обобщение размышлений.
Важные ссылки:
С критериями оценивания итогового сочинения 2024-2025 можно ознакомиться по ссылке:
Понятие «аргумент» означает подтверждение определенного факта. В итоговом сочинении аргумент — это доказательство вашей позиции относительно заданной темы и качестве доказательств выступают ситуации из различных произведений литературы.
Аргументы для написания итогового сочинения в произведении "Гроза" А. Н. Островский ЕГЭ 2024-2025
(Источник: 4ege.ru)
Можно ли прожить без мечты?
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» героиня мечтала о любви, но в семейной жизни получила лишь упреки, придирки и оскорбления. Домостроевские порядки Кабаних и Диких царствовали в окружающей Катерину действительности, а она так хотела быть свободной и счастливой. Но муж не мог защитить ее от давления матери, да и сам охотно засиживался в кабачках, чтобы скрыться от домашней тирании. В такой обстановке Катерина нашла единственный способ исполнения мечты – измену. Однако и Борис оказался трусливым человеком, неспособным на сильные чувства. Покаявшись и получив пожизненную травлю со стороны свекрови, девушка и вовсе отчаялась реализовать свои грезы. Тогда единственным выходом для неё становится полет, но не над Волгой, как она мечтала, а в Волгу. Значит, и в этом примере человек не смог жить без своих мечтаний, разрушенных столкновением с реальностью.
Он и она: в чём причины непонимания?
А. Н. Островский «Гроза» Отсутствие взаимопомощи и поддержки.
Тихон и его жена Катерина находились под давлением его матери Кабанихи. Кабанов не понимал супругу, он мечтал только поскорее уйти из дома на максимальное время. В эти отлучки он пил и гулял в свое удовольствие, не думая о том, как тяжело его жене находиться в атмосфере постоянного угнетения свекрови без какой-либо поддержки. Он не пытался постичь ее тонкую натуру, жаждущую любви и понимания. Его поведение послужило одной из причин измены Катерины. Тихон понял, как важно было понимать жену, только тогда, когда она утопилась от истязаний свекрови и невнимания супруга. Такова судьба всех браков, где основой становятся порядки из Домостроя. Мужчина и женщина должны строить свое счастье на равных началах.
Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?
Конфликт возникает из-за расхождения во взглядах и мнениях. Это доказывает пример из пьесы Островского «Гроза». Катерина вышла замуж за человека из другой социальной среды — купца. Если в ее девическом окружении девушки обладали определенными свободами, то в купеческой семье невестка сразу стала мишенью для упреков и притеснений. Кабаниха тиранила всех, кто от нее зависел, но если родные дети привыкли к этому, то Катерине такое отношение показалось оскорбительным и несправедливым. Поэтому в доме царила еле сдерживаемая вражда: внешне благочестивая свекровь пыталась всячески поддеть и обидеть невестку, а Катерине приходилось сохранять видимость почтительности. Это противостояние двух сильных женщин завершилось трагедией: Катерина бросилась в Волгу. В чем же причины этого семейного раздора? Марфа Игнатьевна жила по «Домострою» и хотела быть единоличной хозяйкой в доме. Вольное поведение невестки, не привыкшей подчиняться ханжеской морали, ее раздражало. А Катерина привыкла к свободе и деликатному отношению, ей было не по душе находиться под давлением лицемерия, ссор и придирок. Столкновение мировоззренческих парадигм стало главным источником вражды в семье Кабановых.
Трудно ли всегда оставаться самим собой?
А.Н. Островский «Гроза»
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» главная героиня стремится сохранить верность своим принципам и убеждениям в чужеродной среде и постоянно находится в битве за свою самобытность. В девичестве Катерина жила в атмосфере любви, уважения и свободы, но брак с купцом Тихоном вынудил ее сменить круг общения. Она оказалась в окружении эгоистичных, лицемерных и грубых людей. Катерине не нравилось их поведение, не подходил их образ мыслей, и она не хотела подстраиваться под них. А свекровь, напротив, стала приручать своенравную невестку своими методами — угнетением, агрессией, подавлением воли. Марфа Игнатьевна навязывала Катерине свои представления о мире и предрассудки купеческой среды. В ее доме все подчиняются архаичному сценарию, согласно которому каждый должен кланяться, произносить определенные реплики, лить слезы тогда, когда того требуют приличия и традиции времен Домостроя. За отказ следовать нормам «темного царства» Катерина поплатилась: не выдержав тирании семьи, одиночества, неуважения, она утопилась. Ее пример подтверждает, что быть собой очень трудно, ведь окружение всегда навязывает свое видение мира и злится, когда его не принимают.
Отсутствие взаимопомощи и поддержки.
Тихон и его жена Катерина находились под давлением его матери Кабанихи. Кабанов не понимал супругу, он мечтал только поскорее уйти из дома на максимальное время. В эти отлучки он пил и гулял в свое удовольствие, не думая о том, как тяжело его жене находиться в атмосфере постоянного угнетения свекрови без какой-либо поддержки. Он не пытался постичь ее тонкую натуру, жаждущую любви и понимания. Его поведение послужило одной из причин измены Катерины. Тихон понял, как важно было понимать жену, только тогда, когда она утопилась от истязаний свекрови и невнимания супруга. Такова судьба всех браков, где основой становятся порядки из Домостроя. Мужчина и женщина должны строить свое счастье на равных началах.
Мечта и реальность
Выйдя замуж, главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина мечтает о счастливой супружеской жизни и теплых взаимоотношениях, какие были в ее семье. Но в реальности сталкивается с унижениями и страданиями, которые девушке приходится терпеть от деспотичной свекрови Кабанихи и бесхребетного, во всем потакающего своей матери мужа Тихона. Очередным разочарованием для Катерины стал разбивший ее сердце Борис, который отказался от их любви в угоду своему дядюшке. Мечтательная натура девушки не выдерживает жестокости окружающего мира, и она не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Отсюда вывод: желания, не совпадающие с реальностью, могут привести к трагедии.
Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, необходимо приложить усилия. А таким людям, как Тихон Кабанов из драмы А. Н. Островского «Гроза», бесхарактерным «маменькиным сынкам», это не дано. Женившись на Катерине, он мечтает о семейном уюте и гармонии, но не может поставить на место свою властную мать, которая постоянно вмешивается в жизнь молодых. Тихон покорно исполняет приказы Кабанихи и не говорит против ни слова, даже в защиту жены, чем вскоре и доводит несчастную супругу до самоубийства. Оплакивая Катерину, он винит во всем мать, хотя сам для воплощения своей мечты не сделал ничего.
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Главная героиня драмы А.Н. Островского Катерина – глубоко верующий человек. Она делится с Варварой сокровенными мыслями о тяжёлой семейной жизни, противопоставляя ей милую сердцу юность. Тогда Катерина была нравственно чистой девушкой, которая с благоговением думала о Боге и видела ангелов во время молитвы. Ей снились «золотые храмы», «необыкновенные сады», прекрасные песни, а временами казалось, что она может подняться в воздух и улететь. После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась: «Да здесь всё как будто из-под неволи!» Действительно, очень тяжело терпеть постоянные замечания и оскорбления со стороны жестокой свекрови. Желание обрести личное счастье толкает Катерину на измену, но это оказывается невозможным, и девушка решается на самоубийство. Мы видим, как религиозный человек, задавленный средой, идёт против Бога и совершает грех, не выдерживая внутреннего разлада и угрызений совести.
Тема конфликта личности и общества
Катерина – молодая женщина, выросшая в любви и заботе, но после замужества оказавшаяся в семье, где с ее правами не считаются, где она не видит ласки и понимания, где вынуждена подчиняться злобной сварливой свекрови, которая живет по домостроевским порядкам и постоянно придирается к героине. Катерина набожна, добра, живёт не разумом, а чувствами. Борис привлек ее своей образованностью, нежностью – он не был похож на других жителей Калинова. С ним Катерина почувствовала себя любимой и изменила мужу. Однако героиня понимает, что измена – грех, ей тяжело жить с пятном на совести, и она публично признается в неверности. Разлученная с Борисом силой обстоятельств, гордая, смелая, своенравная женщина бросается в Волгу, так как не готова смириться и продолжить жизнь в опостылевшей семье.
"Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела."
Эти слова Катерины - словно крик о свободе, о возможности вырваться из тесных рамок, в которые ее загоняет общество.
Катерина противопоставлена жителям Калинова, «темному царству» как человек, способный на протест, и носящий в себе светлое начало.
Противостоит Катерине фигура Кабанихи - воплощение жестокости, лицемерия и ханжества, царящих в "темном царстве" Калинова. Кабаниха - это страж традиций, непреклонный блюститель общественной морали:
"Ты, как поедешь, приказывай ей хорошенько, чтобы без тебя не грубила свекрови. Чтобы сидела дома, а не шаталась бы с подругами, да чтобы не глядела бы на парней... А что наказывал, чтобы слушалась свекрови..."
Ее требования - это не просто забота о сыне и невестке, это навязывание Катерине образа жизни, который полностью подавляет ее личность.
Островский показывает, как обе женщины являются заложницами системы, где нет места для свободы и самовыражения. Катерина, пытаясь высвободиться от этого, в итоге становится жертвой.
Используя этот аргумент, можно рассуждать о праве человека на свободу выбора, о цене, которую приходится платить за несоответствие общепринятым нормам.
Родительская любовь
Тема родительской любви представлена через образ Марфы Игнатьевны Кабановой и её отношений с детьми — Тихоном и Варварой. Но такая любовь является гиперопекой и потому превращается в разрушительную силу. Вместо того чтобы развивать личности своих детей, Кабаниха подчиняет их своей воле: Тихон становится зависимым, а Варвара — скрытной. Обман дочери в отношениях с матерью — это протест против навязанных правил, что показывает, как гиперопека может вызывать не только покорность, но и внутреннее сопротивление. В данном случае родительская любовь искажена : Кабаниха считает, что основа материнской заботы — это контроль и подчинение, а не доверительные отношения.
В чем смысл жизни?
Катерина мечется между искренним стремлением к праведной жизни и желанием любви и счастья. Она пытается найти правильное решение и выход, но в конечном итоге терпит поражение:
"А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... не хорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду!"
Катерина - не единственный герой, который задается вопросами о смысле жизни. Борис - молодой человек, который должен быть полон надежд и устремлений, но на деле оказывается внутренне опустошенным:
"Да, я люблю тебя! Но что же мне делать с этой любовью? Ведь это грех, и я сам себе противен!"
Борис ищет ответ на вопрос, как совместить свои чувства с требованиями морали, его духовные терзания во многом созвучны Катерине.
Используя этот аргумент в сочинении, можно рассуждать о поиске смысла жизни и места в мире, насколько актуальны эти вопросы в современном обществе, где порой человек оказывается потерянным и одиноким в своих исканиях.
Примеры проблемных вопросов в произведении "Гроза" А. Н. Островский ЕГЭ 2024-2025
- Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабанова?
- Что сближает и что разнит Тихона и Бориса?
- Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких?
- Какую идейную нагрузку несут финальные сцены пьесы?
- Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими?
- Можно ли назвать жестокие нравы города Калинова «домостроевскими»?
- Кто из русских писателей обращался к изображению быта и нравов купечества?
- Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?
- Согласны ли вы с трактовкой образа Катерины, предложенной Добролюбовым?
- Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?
- Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «тёмного царства»?
- Пьеса «Гроза» - история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?
- Чем вызван протест Катерины и в каких произведениях русской литературы 19 века изображаются герои-бунтари?
(Источник: 4ege.ru)
Цитаты к итоговому сочинению по произведению "Гроза" А. Н. Островского
Катерина Кабанова
- «Ласка-то его мне хуже побоев» (о Тихоне)
- «Такая уже зародилась горячая!»
- «В могиле лучше… а жить нельзя! Грех!»
- «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле»
- «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» (Борису)
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)
- «Он тебе муж – глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяться!» (Катерине о Тихоне)
- «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем» (Кулигин)
- «У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет»
Анализ «ГРОЗЫ» Островского