Чем опасна свобода без ограничений - итоговое сочинение




Собираем материал для подготовки к написанию итогового сочинения 2024-2025 на тему: "Чем опасна свобода без ограничений?": готовые примеры, аргументы, цитаты.

Категория1.4.  Свобода человека и ее ограничения

Напомним, что с 2023 года направления отменяются. Подробнее здесь. 

В 2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка ФИПИ тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.

Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются. Выпускники пишут экзамен под наблюдением учителя, сидя за партой по одному и не используя никаких вспомогательных материалов, кроме орфографического словаря. Прослушав инструкцию, они получают билет с шестью темами, выбирают одну из них и пишут развёрнутое сочинение.

Что такое итоговое сочинение?

Это сочинение в формате рассуждения (первый серьезный экзамен в 11 классе). Ученик отражает в тексте свою позицию по выбранной теме и обосновывает её - приводит примеры из литературных произведений.

Какие задачи решает итоговое сочинение?

Итоговое сочинение - это допуск к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата
сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Рекомендуемое количество слов — от 350, если в сочинении менее 250 слов (служебные слова учитываются), то выставляется «незачёт» за работу в целом.

Итоговое сочинение пишут в первую среду декабря последнего года обучения

Даты проведения итогового сочинения 2025: основная дата итогового сочинения – 4 декабря (среда) 2024 года резервные дни для сдачи – 5 февраля (среда) 2025 года и 9 апреля (среда) 2025 года

Структура сочинения: оно должно состоять из трёх частей. 

Сколько аргументов в итоговом сочинении?

В критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения). Допускается приведение только одного аргумента для доказательства своей точки зрения.

  • Вступление — I абзац — вводная часть и первый абзац текста. Внимание к заданному вопросу, формулировка тезиса - выражение своего мнения. 
  • Основная часть — самый большой отрывок текста, включающий размышления ученика и аргументацию. Основная часть может состоять из 2 абзацев:

II абзац — Связочная фраза, подводящая к первому примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.

III абзац — Связочная фраза, подводящая ко второму примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.

  • Заключение — IV абзац — последний абзац сочинения, вывод из всего вышесказанного и обобщение размышлений. 

Важные ссылки:

Высказывания и цитаты на тему: "Чем опасна свобода без ограничений?

"Как разумные существа, мы наделены свободой выбора и не можем переложить нашу ответственность на плечи Бога или природы" Арнольд Джозеф Тойнби

"Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы" —  Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856–1950

„Счастье человека где-то между свободой и дисциплиной.“ —  Иван Петрович Павлов русский учёный, физиолог 1849–1936

„Я думаю, герой — это кто-то, кто понимает степень ответственности, которая поставляется с его свободой.“ —  Боб Дилан американский автор-исполнитель песен, поэт, художник, киноактёр 1941

Возможные аргументы по рассказу Рэя Брэдбери «Вельд» для написания итогового сочинения на тему: "Чем опасна свобода без ограничений?"

Чем опасна свобода без ограничений?

В научно-фантастическом рассказе Рэя Брэдбери «Вельд» раскрывается тема опасности неограниченной свободы. Семья Хедли живёт в современном доме «Всё для счастья» с виртуальной комнатой, способной воплотить любые детские фантазии. Питер и Венди действительно увлекаются приобретением и почти всё свободное время проводят в комнате, заставляя её показывать африканский вельд с хищными животными, который кажется родителям пугающе правдоподобным. Лидия и Джордж долгое время не обращают внимание на увлечение детей, они считают, что облегчают себе жизнь, ведь воспитанием Питера и Венди теперь занимается дом. Кроме того, родители потакают детским желаниям, а когда понимают, что это неправильно, становится слишком поздно что-то менять. Хедли попытались ограничить свободу детей, но сделали это именно тогда, когда они уже не могли бороться с виртуальной зависимостью. Полная свобода действий, предоставляемая Питеру и Венди на протяжении долгого времени, а впоследствии резкое выключение комнаты подтолкнули детей к преступлению.

Что может мешать отцам и детям понять друг друга?

Рассказ известного фантаста Рэя Брэдбери «Вельд» посвящён вечной проблеме взаимоотношений «отцов» и «детей». В произведении идёт речь о будущем, в котором существуют суперсовременные дома «Всё для счастья» с виртуальными комнатами для детей. В результате родители освобождаются от необходимости заниматься их воспитанием, потому что новый дом может самостоятельно одевать, кормить, укачивать ребят, петь им и играть с ними. Отсутствие близких отношений способствует значительному отдалению «отцов» от «детей» и становится толчком для будущего конфликта. Если родители не хотят уделять время и внимание воспитанникам, считают, что они со всем смогут справиться самостоятельно, и при этом пытаются оправдать своё равнодушие, рано или поздно им придётся пожинать плоды подобного отношения. Таким образом, неспособность родителей подать пример своему ребёнку – одна из причин отсутствия между ними взаимопонимания.

Какие опасности таит в себе технический прогресс?

С одной стороны, технический прогресс полезен человечеству, но в то же время он зачастую наносит людям невосполнимый ущерб. Эта проблема находится в центре внимания известного фантаста Рэя Брэдбери, автора рассказа «Вельд». Семья Хедли живёт в современном доме, умеющем воспитывать детей. Это значительно облегчает жизнь Лидии и Джорджу, и они считают, что подобное идёт Питеру и Венди на пользу: «Дети должны получать всё самое лучшее». Виртуальная комната, способная воплотить любые детские фантазии, слишком увлекает детей, которые постоянно «путешествуют» в Африку и наблюдают за хищными животными. У Питера и Венди формируется зависимость, они перестают различать реальность и цифровой мир, а также становятся жестокими и эгоистичными. Технический прогресс не позволяет детям развиваться, ведь они не получают от родителей необходимой любви и заботы, а также не имеют представления о нормах морали и духовных ценностях.

Преступление со спокойной совестью: возможно ли оно?

Можно ли совершить преступление, не испытывая при этом мук совести? Этот проблемный вопрос ставится в рассказе Рэя Брэдбери «Вельд». Питер и Венди становятся зависимыми от виртуальной комнаты, где с утра до вечера наблюдают за «жарким безбрежным африканским вельдом». Когда родители озаботились странным поведением детей и криками, доносящимися из комнаты, они решили её выключить. По мнению психиатра, это было сделано слишком поздно: «Я чувствовал только, что вы больше других балуете своих детей. А теперь закрутили гайку». Питер и Венди почти не владели собой, детская комната способствовала развитию разрушительных склонностей, и родительский запрет стал для них личной трагедией. Именно поэтому дети решили убить Лидию и Джорджа, чтобы они больше не мешали им развлекаться в виртуальном мире. Никто не рассказал им о нормах морали, не привил правильные представления о нравственности, не объяснил, что такое преступление и почему его нельзя совершать. Это объясняет абсолютное равнодушие Питера и Венди после случившегося: они не чувствовали угрызений совести, потому что не понимали подлинного значения своего поступка.

Примеры произведений для написания итогового сочинения на тему: "Чем опасна свобода без ограничений?"

М. Горький, «Старуха Изергиль»

Ларра, сын орла и земной женщины,  не знал человеческих правил и жил по закону джунглей: брал то, что нравится, ни у кого не спрашивая. Когда  девушка отказала ему, он убил ее.  В этом преступлении и нравственном падении заключается опасность бесконтрольной свободы.

М. Горький, «Челкаш»

Бесконтрольная свобода преступного мира обнажила зло души Гаврилы. Вседозволенность превратила его в убийцу и грабителя.

И.А. Гончаров, «Обломов»

Свобода без ограничений, без необходимости трудиться способствует деградации личности, что доказывает пример Обломова. Илья Ильич был барином и получил в наследство имение, которое обеспечивало емунеобходимый доход. Герою не нужно было работать и чего-то добиваться, он просто существовал и тратил накопления предков. Так в пустую и прошли его лучшие годы. От своих дурных привычек герой умер достаточно молодым, оставив сына сиротой и со значительно меньшим состоянием, чем имел изначально сам. Таков печальный итог бесконтрольной свободы: бессмысленность и пустота существования.

А.П. Чехов, «Попрыгунья»

Безграничная свобода в браке имеет свои минусы. Героиня вышла замуж за врача, но сама мечтала о богемной среде и роскоши. Осип терпел похождения жены, любил ее, доверял и не хотел ущемлять. Измена жены наложила свой отпечаток на поведение, и супруг все понял, но смирился. Осип не жалел себя на работе, чтобы забыться, и заразился от пациента. Он умер тихо, без упреков и жалоб, но только тогда Ольга поняла, кого потеряла. Вседозволенность отняла у нее семью и любящего, преданного человека.

А.Н. Островский, «Гроза»

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Родион выступает против бедной жизни и решает стать человеком «право имеющим» — тем, кто меняет мир к лучшему путем жертв и кровопролитий, но не испытывает укора совести. Вседозволенность и свобода делает Родиона убийцей и лишает его всех перспектив в жизни.  

Пример  готового итогового декабрьского сочинения на тему: "Чем опасна свобода без ограничений?"

(Источник: https://100ballnik.com/)

Начнем с того, что ограничения и запреты являются сдерживающим элементом. Без них люди словно слетят с катушек. Не чувствуя препятствий они способны разрушить не только свою жизнь, но и жизни окружающих. Им будет плевать на нормы и устои, на правильность поступков или свершение преступлений.

Благодаря ограничениям, то есть законам и правилам люди еще не поубивали друг друга, не погрузили планету в бесконечные войны и разврат. Чем опасна свобода без ограничений? Ответ прост — всем. Люди не видят границ, не знают меры, они действительно способны на все. Примеры таких поступков есть некоторых произведениях.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» героя Ларра не связывают никакие ограничения, поэтому он чувствует вседозволенность. Именно поэтому он убивает невинную девушку, просто за то, что она посмела ему отказать. Он не чувствует вины за это, не кается и не сожалеет. Лишь мысли о том, что ему все можно. Его соплеменники не разделяют этих взглядов и изгоняют его. Бог же в свою очередь награждает Ларра бессмертием, чтобы наказать его тяжким бременем вечного одиночества. Через какое-то время он сам захотел смерти, так как понял, как тяжко одному. Его вседозволенность оставила его без друзей, родных и вообще кого-либо, и он разочаровался в себе.

Хорошим примером на данную тему является Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание» считал, что ему позволено абсолютно все. У него даже была теория, где люди, находящиеся выше других по статусу, могут быть безнаказанными, совершая какие-либо преступления. Чтобы доказать свою теорию, раскольников совершает два убийства. В итоге мнимая вседозволенность довела его почти до сумасшествия и угрызений совести. Он даже пытался покончить жизнь самоубийством. Вот к чему иногда приводит жизнь без ограничений.

Люди, живущие без ограничений, не будут счастливы. Вечное призрение окружающих в конце концов приведет к абсолютному одиночеству. Ведь как говорится личная свобода каждого заканчивается там, где начинается свобода окружающих.

Пример  готового итогового декабрьского сочинения на тему: "Почему люди становятся преступниками?"

(Источник: 4ege.ru)

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

 


У вас недостаточно прав для комментирования

  Наверх