Задание 26 ЕГЭ 2024 по русскому языку




Сборник необходимой теории и практики по русскому языку к заданию №26 ЕГЭ 2024 по русскому языку на тему "Изобразительно-выразительные средства русского языка".

Формулировка задания №26 ЕГЭ 2024 из демоверсии ФИПИ

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Делясь с читателем своими чувствами и эмоциями от встречи с малой родиной, В.И. Белов использует различные средства выразительности, в том числе синтаксические: (А)_________ (в предложениях 12, 24) и (Б)_________ (в предложении 31). Передать состояние рассказчика, связанное с воспоминаниями о детстве, помогают тропы: (В)__________ («синие зубчатые леса» в предложении 3, «нервным маревом» в предложении 7, «древний запах» в предложении 14), а также (Г)________ («укор… свидетельниц человеческого горя и радости» в предложении 23, «рождаются… города» в предложении 28)».

Список терминов: 1) обращение 2) анафора 3) противопоставление 4) эпитет 5) ряды однородных членов предложения 6) синтаксический параллелизм 7) вводная конструкция 8) сравнение 9) метафора.

ТЕКСТ:

(1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Вдали показались ветхие крыши старой моей деревни, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.

(4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно.

(5)Старый дом наш заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом. (7)Детство вписалось в мою жизнь далёким нервным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (8)В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.

(9)И вот опять уводит меня в лесную чащобу узкая тропинка, и снова слушаю я шум летнего леса. (10)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (11)И над бором висит в синеве солнце. (12)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои золотые брызги, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели. (13)Они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (14)Под елями древний запах папоротника. (15)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. (16)Мой взгляд останавливается на красных, в белых крапинках, шапках мухоморов. (17)Потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину. (18)В лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах. (19)Загудел в соснах ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом. (20)Мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. (21)Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.

(22)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.

(23)Я сажусь у тёплого стога возле берёз, и мне чудится в их шелесте укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (24)Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков.

(25)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (26)Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (27)Может быть, так оно и надо? (28)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые шумные города. (29)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.

(30)Шумят невдалеке сосны, шелестят берёзы. (31)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной. (По В.И. Белову*)

*Василий Иванович Белов (1932–2012) – советский и российский писатель, поэт и сценарист, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».

Теория к заданию №26 в формате видеоурока

Алгоритм выполнения задания №26

  1. После прочтения рецензии нужно проанализировать список терминов, перечисленных в задании, и сгруппировать их: тропы пометить буквой "Т", лексические средства пометить буквой "Л", синтаксические средства буквой "С" и фонетические средства буквой "Ф".
  2. Зачастую в задании сказано, какое средство вам нужно найти – троп, лексическое, синтаксическое или фонетическое средство, таким образом, область поиска нужного языкового средства сужается.
  3. Подсказки в тексте рецензии: выделенное курсивом одно слово в словосочетании в большинстве случаев является эпитетом; книжные, разговорные, просторечные, устаревшие слова приводятся в скобках; при однородных членах номера предложений пишут через "," (запятую), а при параллелизме и парцелляции через "-" (дефис). 

Темы, которые необходимо знать:

  • лексические средства выразительности (это тропы!)
  • синтаксические средства выразительности (это фигуры речи!)

Классификация средств художественной выразительности

 

Лексические средства: ТРОПЫ

  • Аллегория – иносказание, изображение отвлечённой идеи через конкретный образ. Пример: весы правосудия
  • Гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Пример: В сто тысяч солнц закат пылал. 
  • Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Пример: Едва ли кто польстится на такую красавицу.
  • Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Пример: Вот шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка! 
  • Метафора – скрытое сравнение; перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Пример: Пустых небес прозрачное стекло.  
  • Метонимия – замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь: а) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде (пример: Выпил всю бутылку.); б) имя автора заменяет название его произведения (пример: Я прочитал всего Достоевского.); в) название места действия заменяет название людей, которые там находятся (пример: Ликует буйный Рим.); г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека (пример: Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули.).
  • Олицетворение – приписывание качеств, эмоций, действий человека предметам, природе, абстрактным понятиям. Пример: Котелок сердится и бормочет на огне.
  • Перифраз(а) – замена одного слова описательным оборотом речи. Пример: Петербург – Северная Пальмира или город на Неве.
  • Синекдоха – вид метонимии, передаёт отношение количества: меньшее вместо большего и наоборот: а) единственное число употребляется вместо множественного (пример: И слышно было до рассвета, как ликовал француз.); б) множественное число употребляется вместо единственного (пример: Мы все глядим в Наполеоны.); в) родовое понятие вместо видового (пример: Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце).); г) видовое понятие вместо родового (пример: Пуще всего береги копейку (т.е. деньги).).
  • Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий (часто выражается творительным падежом или с помощью союзов "как", "точно", "словно", "будто"). Пример: И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой. 
  • Эпитет – образное эмоционально-оценочное определение (обычно выражается именем прилагательным и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?). Пример: робкое дыханье, горящие глаза. 

Лексические средства

  • Синонимы – близкие по значению слова. Пример: Мой ласковый и нежный зверь.
  • Контекстные (индивидуально-авторские) синонимы – слова, схожие по значению только в данном тексте. Пример: Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации.
  • Антонимы – слова с противоположным значением. Пример: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! 
  • Контекстные (индивидуально-авторские) антонимы – слова, которые противоположны по значению только в данном тексте. Пример: Для вас – века, для нас – единый час.
  • Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а переносном смысле. Пример
  • Диалектизмы – слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Пример: синявка (сыроежка), коваль (кузнец), дюже (очень).
  • Жаргонизмы – слова, употребляемые людьми определённых интересов или социальных групп. Пример: препод (преподаватель), шпора (шпаргалка), ствол (единица огнестрельного оружия). 
  • Профессионализмы – слова, употребляемые людьми той или иной профессии. Пример: прога (программа), экзешник (готовая к употреблению программа). 

Синтаксические средства: стилистические приёмы

  • Анафора – единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз. Пример: Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди. / Жди, когда наводят грусть / Жёлтые дожди...
  • Антитеза – противопоставление, часто создаётся с помощью антонимов. Пример: Ты богат – я очень беден. / Ты прозаик – я поэт.
  • Вопросно-ответная форма изложения – чередование вопросов и ответов. Пример: Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли? – Около двух лет. – На ком? – На Лариной. – Татьяне? – Ты ей знаком? – Я им сосед.
  • Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Пример: Сегодня был весёлый, радостный, лучезарный день.
  • Инверсия – обратный порядок слов. Пример: Досадно было, боя ждать. 
  • Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности и выразительности высказывания. Пример: Река тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается...
  • Оксюморон – сочетание двух логически несовместимых слов. Пример: горячий снег, "Мёртвые души". 
  • Парцелляция – намеренное расчленение предложения на части и даже на отдельные слова. Пример: Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала. 
  • Синтаксический параллелизм – одинаковое построение двух или нескольких предложений. Пример: В синем море волны хлещут. / В синем небе звёзды блещут.
  • Цитирование – прямое использование текста из какого-нибудь источника. Пример: Д.С. Лихачёв был убеждён в том, что "интеллигентность нужна при любых обстоятельствах".
  • Эпифора – повторение одних и тех же слов в конце рядом стоящих конструкций. Пример: Я не знаю, где граница / Между Севером и Югом, / Я не знаю, где граница / Меж товарищем и другом!  

Синтаксические средства 

  • Бессоюзие – отсутствие союзов, придаёт речи сжатость, динамику. Пример: Мечтой уношусь я к мечтам позабытым, / К холмам одиноким, дождями размытым, / К далёким, стооким, родимым планетам, / Что светят сквозь ветви таинственным светом.
  • Вводное слово (или словосочетание) – выражает отношение говорящего к предмету высказывания, сообщает об источнике информации, порядке действия и т.д. Пример: Пугачёв был, видно, в припадке великодушия.
  • Восклицательные предложения – утверждение с интонацией приподнятости, воодушевления. Пример: О Русская Земля! Ты уже за холмом!
  • Неполные предложения – пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста: передаётся динамика. Пример: Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям.
  • Многосоюзие – однородные члены связаны между собой союзами, чаще всего союзом "и", таким образом подчёркивается целеустремлённость и единство перечисляемого. Пример: И земля, и огонь, и любая река, и гора...
  • Обращение – слово или сочетание слов, используемые для называния лиц и предметов, к которым обращена речь. Пример: О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки?
  • Однородные члены предложения – усиливают эмоциональную напряжённость. Пример: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. 
  • Риторический вопрос (вопросительное предложение) – утверждение высказывается в виде вопроса, который не предполагает ответа. Пример: О Волга!... колыбель моя! / Любил ли кто тебя как я? 
  • Риторическое обращение – носит условный характер, сообщает авторской речи экспрессию. Пример: Поэт! не дорожи любовию народной. 

Фонетические средства

  • Аллитерация – повторение согласных звуков. Пример: Шипенье пенистых бокалов, / И пунша пламень голубой.
  • Ассонанс – повторение гласных звуков. Пример: Забил снаряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! 

Примеры задания №26

Несколько примеров таких заданий для тренировки. Ответы к заданиям вы найдете в конце статьи.

Пример 1. Текст: 

(1)Прежде всего откроем тайну, которую мастер не пожелал открыть Иванушке. (2)Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной. (3)Все, что мастер говорил о ней, было сущей правдой. (4)Он описал свою возлюбленную верно. (5)Она была красива и умна. (6)К этому надо добавить еще одно – с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. (7)Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. (8)Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. (9)Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. (10)Очаровательное место! (11)Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. (12)Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк еще цел до сих пор.

(13)Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. (14)Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. (15)Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. (16)Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. (17)Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. (18)Словом… (19)Она была счастлива? (20)Ни одной минуты! (21)С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. (22)Боги, боги мои! (23)Что же нужно было этой женщине?! (24)Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? (25)Не знаю. (26)Мне неизвестно. (27)Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. (28)Она любила его, она говорила правду. (29)Даже у меня, правдивого повествователя, но постороннего человека, сжимается сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в домик мастера, по счастью, не успев переговорить с мужем, который не вернулся в назначенный срок, и узнала, что мастера уже нет.

(30)Она сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о нем, и, конечно, не разузнала ровно ничего. (31)Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте.

(По М.А. Булгакову)

Задание: «Для того, чтобы привлечь читателя к своим размышлениям, Булгаков использует такой прием, как _____(А) (Предложения 19-20). Описывая жизнь и быт Маргариты, писатель использует такие средства выразительности: _____(Б) («отдали бы все, что угодно» предложение 6), _____(В) (предложения 23-24). А такое синтаксическое средство, как _____(Г) (предложения 10,22) делает текст эмоциональным.» 

Список терминов:

  1. литота
  2. сравнение(-я)
  3. парцелляция
  4. восклицательное(-ые) предложение(-я)
  5. риторический(-ие) вопрос(-ы)
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. назывное(-ые) предложение(-я)
  8. гипербола
  9. оксмюорон(-ы)

Пример 2. Текст: 

(1)Наше счастье, что мы ничего не замечаем. (2)Сами меняемся — и сами же этого не замечаем. (3)Ну действительно, разве телевизор не изменил человечество? (4)А компьютер? (5)Если произвести мыслительный эксперимент и перенести молодого человека третьего тысячелетия в семидесятые годы прошлого века и, наоборот, перенести обычного человека из семидесятых в сегодня, мы получим интересный результат. (6)У каждого из этих людей возникнут серьёзные языковые проблемы. (7)Это не значит, что они совсем не поймут язык другого времени, но, по крайней мере, некоторые слова и выражения будут непонятны. (8)Более того, общение человека из семидесятых годов с человеком третьего тысячелетия вполне могло бы закончиться коммуникативным провалом не только из-за простого непонимания слов, но и из-за несовместимости языкового поведения. (9)Этот мыслительный эксперимент становится вполне реальным, когда, например, современные ученики смотрят советские фильмы. (Ю)Кажется, что в обратную сторону реализовать эксперимент сложнее. (И)Однако возвращаются в Россию эмигранты, люди из семидесятых, и недоумённо застывают от слова «пиар». (12)Непонятны им и банальные правила поведения современного молодого человека, сформулированные на современном языке. «(13)Не наезжай! (14)Не грузи! (15)Не гони! (16)Не тормози!» (17)А нам, здешним, всё понятно, хотя ни одно из слов не употреблено в своём старом литературном значении, а новых значений не найдёшь ни в одном словаре. (18)Впрочем, откажутся понимать эти слова и ревнители русского языка. (19)Да, действительно, классики так не говорили. (20)Но даже если отбросить самые нелепые слухи и мнения о современном языке, всё равно останется какое-то смутное волнение и раздражение собственным языком, которое испытывает сейчас множество людей. (21)Всё это выливается в публичное осуждение русского языка, призывы что-то запретить и где-то поправить. (22)Например, в проекте Закона о русском языке как государственном предлагалось запретить использование иностранных слов при наличии русского аналога. (23)Надо что-то делать! (24) Пуститься во все тяжкие? (25)Или не надо? (26)Языковая стихия обрушилась и захлестнула весь народ. (27)В сегодняшней речи не юного и вполне интеллигентного человека мелькают такие слова и словечки, что впору кричать караул. (28)Молодёжный сленг, немножко классической блатной фени, очень много фени новорусской, профессионализмы, жаргонизмы, короче говоря, на любой вкус. (29)Можно, конечно, жаловаться... (30)Но язык — это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. (31)Язык — слуга и господин. (32)Язык — наш друг и враг одновременно. (33)Любой язык изменяется под влиянием различных факторов: внешних или внутренних. (34)Он как будто бы следит за нами и фиксирует все самые важные наши проблемы и больные места. (35)Он не даёт ни соврать, ни обмануть себя. (36)Общество становится криминальнее, и язык вслед за ним. (37)Общество поддаётся чужому влиянию, и язык тоже. (38)Общество становится свободнее, и язык отражает это. (39)Более того, меняясь, язык начинает влиять на всех людей, говорящих на нём. (40)Как говорить — это выбор, как думать и как жить. (41)Увы, мы никогда не будем говорить на языке Тургенева. (42)Что Тургенева — на языке Трифонова никогда мы уже не будем говорить! (43)Так что живём мы сейчас в стрессовых условиях языкового разрыва поколений и многоязычия, и единственное, что можно посоветовать культурному люду, так это терпения и терпимости. (44)Ещё через десяток-другой лет наступит период стабилизации, и мы наконец без всяких законов обретём единый общий язык, без которого невозможна общая культура.

(По М. Кронгаузу*)

Задание: «Известный лингвист, используя такие синтаксические средства выразительности, как _____(А) (предложения 3, 4) и _____(Б) (предложения 23, 42), вступает в разговор с читателем. Такие тропы, как _____(В) (предложения 30-32) и _____(Г) («нелепые слухи» в предложении 20), усиливают эмоциональность речи, помогают автору точнее и образнее передать свои мысли».

Список терминов:

  1. ряды однородных членов
  2. фразеологизм
  3. сравнительный оборот
  4. риторические вопросы
  5. литота
  6. эпитет
  7. восклицательные предложения
  8. развёрнутая метафора
  9. противопоставление

Пример 3. Текст: 

(1)Щемит сердце, хоть кричи... (2)Сева - наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето!

(6)Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (10)Сева стал чаще пропадать из дома...

(11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, - странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын...

(14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро - всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (16)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы - праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

(17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод еще в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

(По В. Тендрякову*)

Задание: «Описывая особенности процесса взросления, в предложении 9 писатель использует лексическое средство (А), а также фигуру речи (Б). Говоря о реакции родителей на поведение сына, автор употребляет синтаксическое средство (В) в предложениях 14 и 15. Чтобы передать неадекватно острое подростковое восприятие бытовых ситуаций, в предложении 16 используется лексическое средство (Г)».

Список терминов:

  1. антонимы
  2. метонимия
  3. синтаксический параллелизм
  4. антитеза
  5. оценочная лексика
  6. ряды однородных членов предложения
  7. парцелляция
  8. ирония
  9. метафора

Ответы к примерам заданий №26

1. 6854; 2. 4786; 3. 1465. 

Меньше чем за 15 минут вы поймёте, как решать задание №26

В конце каждого блока теории находится практика для закрепления навыка (с ответами).

Смотреть в PDF:


Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.



У вас недостаточно прав для комментирования

  Наверх