«Он и она»: аргументы




Подборка аргументов для итогового сочинения в 2024-2025 году по направлению «Он и она» (для выпускников 11 класса).

Понятие «аргумент» означает подтверждение определенного факта. В итоговом сочинении аргумент — это доказательство вашей позиции относительно заданной темы и качестве доказательств выступают ситуации из различных произведений литературы.

Список коротких рассказов по направлению ОН И ОНА

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В романе представлена история любви главных героев – Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. На первый взгляд – это странное чувство, основанное на жалости. Но их любовь излучает свет и радость, потому что взаимна.

Героев сблизило преступление и последовавшее за ним несчастье, страдание. Влюбленная пара прошла все испытания, поддерживая друг друга. И он, и она – эмоциональные, молодые, страстные.

Осознавая насколько несчастен Родион, совершивший тяжкое преступление, Сонечка заливается слезами искреннего сочувствия. И эта искренность размягчает душу Раскольникова, наполняя ее ответным чувством.

Сонечка – это глоток свежей воды из духовного родника, перст, указывающий путь к признанию, сострадалица. Своей любовью, глубоким сопереживанием она помогла возлюбленному очиститься, возвыситься, обрести уверенность.

Соне Мармеладовой помогала христианская вера, которая умирает, если ее не подкреплять делами. Девушка сама выстояла и избежала развратной пучины, и своего любимого увела с преступного пути.

Соня отправилась за Родионом на каторгу и там во всем поддерживала и помогала ему, ведя праведный образ жизни, чем через полгода заслужила обращение «матушка Софья».

Автор дает понять, что единственная сила, которая способна творить на земле чудеса – это любовь.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Любовная история главного героя романа названа критиками «поединок роковой». С первого взгляда на Анну Одинцову он понял, что влюбился. В его душе вспыхнуло нежное, яркое чувство, к которому примешивались ощущения страсти, страха.

Эта любовь – источник своеобразной мести заносчивому герою, закончившаяся трагически. Чувство к Анне раскалывает душу Базарова, разделяя его личность на две. Одна – нигилист, отвергающая трепетные чувства, вторая – любовник, одухотворенный, наполненный страстью.

Одинцова не уступает герою силой характера, натурой. Читатель видит перед собой изнеженную аристократку, с царственной статью, красотой, русской величавостью и сдерживаемой страстностью. Анна приемлет только почтительное отношение к себе.

Объяснение в любви пугает Анну. С одной стороны она хочет полюбить Базарова, но не в силах, понимая, что он бежит от чувств, с которыми не может справиться.
От любовных уроков на душе Евгения остаются глубокие раны. С его взглядами нигилиста происходит кризис. Раньше ему придавало оптимизма убеждение, что люди похожи на деревья в лесу, что все они одинаковые. Он был уверен, что социальные болезни вылечиваются исправлением общества.

Неоднозначная любовь вызвала тяжелые душевные сомнения, думы, метания. Любовь к Анне сделала его щедрее, человечнее, богаче душою. Для него стали тесны рамки научных закономерностей, на которые он ориентировался раньше.

События и переживания, которые испытывает герой, вызывают в его душе смятение. Базаров теряет самообладание, и принимает решение покинуть этот мир. В последние мгновения жизни – его мысли о родителях, возлюбленной. Он прощается с ними, не думая о себе.

И.А. Гончаров «Обломов»

Главный герой романа Илья Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую, словно наивный чудак, испытывая простые, искренние чувства, как оказалось к расчетливой, черствой даме.

Описывая Ольгу, Гончаров описывает, ей хотелось быть лучом света, разливающимся в озере со стоячей водой и отражаться в нем. Читатель понимает – Ильинская тоже испытывает влюбленность, но в отражение себя, а не в Обломова. Он для Ольги – «какая-то Галатея, с которой ей приходилось быть Пигмалионом».

Слушаясь Штольца, Ильинская рекомендует Обломову развить в себе хоть небольшую деятельность, в которую включить чтение газет, хлопоты об устройстве имения, посещение приказа.

Она, как деятельная, волевая и практичная натура, опираясь на свойственную ей самостоятельность, здравый смысл, пыталась пробудить, растормошить уснувшую душу Ильи Ильича, не более. Она же первой идет на разрыв отношений, оставляя Обломова плакать, страдать.

Ильинская скучала рядом с Обломовым, который мог быть только нежным, кротким, не умея проявить яркость, разнообразие чувств.

Именно поэтому она остается в итоге со Штольцем, который отличается деятельной натурой, пользуется всеми возможностями цивилизации, изучил многие науки и посетил разные страны.

Черкешенка и пленник., А.С.Пушкин «Кавказский пленник»

Автор поэмы вложил в образ главного героя черты, характерные современникам – утомленность жизнью, преждевременно состарившаяся душа, равнодушие к прелестям и наслаждениям существования.

В произведении читатель видит, как через отношение к Черкешенке проявляется душевная пустота героя. Она – искренняя, цельная, сильная, неимоверно красивая, но неприступная. В самом начале по отношению к пленнику она ощущает жалость, которая позже перерастает в глубокое чувство любви. Когда она понимает, что любит – готова даже расстаться со свободой, забыть родину ради любимого.

Но герою нечем ответить на сильное искреннее чувство Черкешенки. Его душевная старость и пустота становятся причиной, толкнувшей героиню на самоубийство. Ей становится известно, что Он любит другую, и она решает отступиться от возлюбленного, при этом все равно помогает ему сбежать из плена. А затем, собрав в себе силы, бросается в бурный поток и тонет, чтобы не стоять на дороге у того, кому Она не нужна.

Несмотря на то, что гибель Черкешенки произошла на глазах пленника, он не испытывает никаких сожалений, его сердце остается холодным. На Кавказ героя привела неразделенная любовь, от страданий которой он бежал. Еще до пленения Он был несчастлив. Освободившись от плена, он не стал счастливее. Его натура, полная противоречий не дает ему стать счастливым.

Черкешенка видела смысл жизни в любви, поэтому, когда она поняла, что ответного чувства нет – Она погибла.

А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан»

В поэме перед читателем раскрывается история безответной любви могущественного хана Гирея к христианке Марии, которая в прошлом княжна, взятая ханом в плен в одном из набегов на Польшу. В плену Мария очень тоскует по родине и мечтает умереть.

В гареме есть мусульманская девушка Зарема, которая любит Гирея и страдает от его измены. По сюжету у Заремы происходит диалог с Марией. В этой сцене автор противопоставляет нравы Востока и Запада, мусульманский и христианский взгляд на любовь.

Зарема, которой не чужды земные черты: красота, привлекательность, в любви видит в первую очередь, чувственность, страсть. Она говорит Марии: «… ты любить, как я не можешь…»

Нельзя сказать, что полячка лишена чувств, в которых для Заремы заключено понятие любви. Для княжны смысл любви состоит в исключительной культуре, одухотворенности чувств.

История любви героев поэмы наполнена отчаянием, трагедией. Но причины возникновения грусти, печали, у каждого персонажа разные.

Мария страдает вдали от родины и просит прийти смерть как избавление. Хану одолевает печаль, потому что Мария не отвечает на чувства Гирея, а когда она умирает, он тоскует о потерянной возлюбленной. Зарема плачет и убивается об утраченной ханской любви.

Есть в поэме злой евнух, не ощущающий ни любви, ни сострадания, ни любых других чувств. Он является противопоставлением троих влюбленных героев.

Какие еще произведения можно использовать для аргументации

Русская литература

  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.С. Тургенев «Первая любовь»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.П. Чехов «Ионыч»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
  • Л.Н. Толстой «Воскресение»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • В.Г. Распутин «Живи и помни»
  • А.И. Куприн «Поединок»
  • А.И. Куприн «На разъезде»
  • В. Каверин «Два капитана»
  • Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
  • И.А. Бунин «Темные аллеи»

Зарубежная литература

  • В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
  • У. Шекспир «Отелло»
  • В Скотт «Айвенго»
  • А. Дюма «Три мушкетера»
  • И. Гете «Фауст»
  • Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы»
  • Э. Бронте «Грозовой перевал»
  • С. Цвейг «Письмо незнакомки»
  • М. Митчелл «Унесённые ветром»
  • Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»
  • Дж. Лондон «Мартин Иден»
  • Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
  • Т. Драйзер «Американская трагедия»


У вас недостаточно прав для комментирования

  Наверх