Аргументы «Кому на Руси жить хорошо? - вопрос гражданина»




Список аргументов из литературы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? - вопрос гражданина» для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году в 11 классе

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов поднял сакраментальный для каждого русского человека вопрос. Это вопрос о том, счастливы ли русские люди на своей родной земле. В поэме семеро мужиков решают обойти страну, чтобы узнать, как живется простому народу на Руси-матушке. Мужики встречают огромное количество людей разных сословий – от нищих крестьян до зажиточных помещиков, но находят ли они хотя бы одного человека, который был бы доволен своей жизнью?

Счастье и несчастье русского человека

Действие в поэме происходит после отмены крепостного права, и вольные крестьяне должны быть довольны своей судьбой. Но довольны ли? Бедность, неграмотность, пьянство, произвол помещиков, тотальное беззаконие и несправедливость делают жизнь людей невыносимой. Но несчастливы не только простые люди – попы и помещики несчастны не менее. Кто терпит ненависть односельчан, кого разгульный образ жизни доводит до полного упадка.

А может, если несчастливы мужик, то хоть бабы то довольны? О доле женщин рассказывает Матрена Тимофеевна, уважаемая всеми мать семейства из села Наготина. Оказывается молодость ее прошла в родительском доме, где она почти, как сыр в масле каталась. Но после замужества, когда отдали ее в чужую семью, девушка испила чашу женской доли сполна. Испытав жестокое отношение со стороны родственников мужа, она надеялась, что хотя бы любовь супруга станет для нее светом в конце тоннеля. Но после свадьбы муж, ее ровесник и возлюбленный, превратился в самого обыкновенного русского мужика, который не считал зазорным колотить супругу. Работа от рассвета до полуночи, выматывающие беременности и воспитание многочисленных детей, неприязнь родственников, впрочем, только закалили характер женщины, что и помогло ей стать той, которую описывают: «доброумнее и глаже — бабы нет».

Отношение к счастью красноречиво показывают слова Матрены, когда она говорит, что некогда думать о таком, когда работа стоит. И действительно, удел русского человека – не размышлять о философских вопросах, а работать в поте лица, чтобы прокормить семью, состоящую порой из десятка ртов.

Только блаженный или сумасшедший может быть счастлив в таких условиях, что и обнаруживается в конце поэмы.

Зависит ли счастье от места рождения?

Что если русского человека переместить в другую страну, будет ли он там счастлив? В сборнике рассказов «Русь» и «Городок» Надежда Тэффи рассказывает о жизни русских эмигрантов. Всех их рано или поздно настигает ностальгия и невыносимая тоска по родной земле. Невозможность вернуться на родину делает жизнь тоскливой и одинокой, несмотря на все преимущества «заграницы».

Русский человек привязан к своей земле. Несмотря на все недостатки страны, родная сторона всегда кажется ближе, чем неприветливая чужбина. Вот почему эмигранты Тэффи называют свое существование не на родине – «жизнью над бездной».

И. А. Бунин, находясь вдали от родины, тосковал по своей земле, по краям, где прошло его детство и юность. В печальном стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» он воспроизводит воспоминания о своей жизни дома, что позволяет ему ненадолго вернуться в счастливое прошлое.
С. А. Есенин, путешествуя по Европе со своей возлюбленной Айседорой Дункан, жаловался, что не мог писать вдали от родины. Возможно, поэтому их брак не продлился долго, ведь спустя год совместной жизни поэт вернулся в Москву.

В «Хождении за три моря» А. Никитин рассказывает о русском путешественнике, который объездил весь мир от Кавказа до Индии. Он повидал немало чудес, обычаев и культур, но ничто из этого не затмило перед ним красот родной земли. Где бы ни находился герой, везде он ощущал стискивающую грудь ностальгию по родине.

С чего начинается Родина?

Из «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого мы узнаем о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Мересьева, который после ампутации обеих ног возвращается в ряды солдат для защиты отчизны от фашистских захватчиков. Самолет Мересьева сбили над лесом в холодном марте 1942 года, в самый разгар войны. Во время аварии летчику сильно повредило ноги, но ему удалось выжить и даже спастись от медведя. Почти три долгие недели он полз по лесу к ближайшему поселению, где его и выходили люди. Когда Алексей попал в городской госпиталь, то ему ампутировали ступни, так как спасти их надежды не было.

Но он не отчаялся, вдохновившись летчиком Карповичем времен Первой Мировой войны, который тоже пережил ампутацию ступни и все равно летал на истребителе. Мересьев научился не только ходить на протезах, но и управлять самолетом, и смог не только вернуться в армию, но и совершить подвиг. История становится еще более поразительной, когда мы узнаем, что она основана на реальной судьбе человека. При этом сам Мересьев признавался, что только любовь к родине дала ему силы не только выжить, но и послужить ей, показав себя достойным сыном своей земли.

Каждый человек – кузнец своего счастья

В романе И. А. Гончарова «Обломов» описана судьба И. И. Обломова, помещика, который действиям предпочитает размышления о них. Несмотря на комфортную и не обремененную заботами жизнь, Обломов не чувствует себя счастливым. Он постоянно пребывает в сомнении, страхе и волнении, которые отбирают у него последние силы. Но здесь же мы наблюдаем судьбу другого человека – друга главного героя Андрея Штольца. Тот является полной противоположностью Обломова. Трудолюбивый и деятельный Штольц не только устраивает собственную жизнь, но и помогает незадачливому другу, который без его помощи пропал бы совсем.

Андрей считает, что «человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу», а потому всю жизнь трудится, не покладая рук, являясь лучшим примером подражания для каждого из нас. Даже главный герой называет своего единственного сына в честь единственного друга, понимая его правоту перед жизнью и, в глубине души осознавая свою малодушность и трусость.

Так можно ли сказать, что счастье зависит от места, где родился? Только для тех, кто верит, что хорошо там, где нас нет. Честный и трудолюбивый человек, который рассчитывает на себя и чтит традиции своих предков, найдет счастье, где бы ни находился. В то же время, слабый и безвольный человек, склонный к порокам и пеняющий на судьбу, будет несчастен даже в самом изобильном краю.



У вас недостаточно прав для комментирования

  Наверх