Итоговое сочинение: "Господин из Сан-Франциско"




Собираем материал для подготовки к написанию итогового сочинения по произведению И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» ЕГЭ 2024-2025.

В рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" американский безымянный миллионер служил "золотому тельцу", автор не называет его по имени, поскольку именно в этом суть образа. Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него. В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка и неизбежной гибели буржуазной цивилизации. Острое чувство кризиса этой бездуховной цивилизации сочетается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Сам герой считает себя господином и упивается своим положением. Он может пользоваться всеми благами, которые гарантирует ему его статус.

Напомним, что с 2023 года направления отменяются. Подробнее здесь. 

В 2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.

Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом учебном году не меняются. Выпускники пишут экзамен под наблюдением учителя, сидя за партой по одному и не используя никаких вспомогательных материалов, кроме орфографического словаря. Прослушав инструкцию, они получают билет с шестью темами, выбирают одну из них и пишут развёрнутое сочинение.

Что такое итоговое сочинение?

Это сочинение в формате рассуждения (первый серьезный экзамен в 11 классе). Ученик отражает в тексте свою позицию по выбранной теме и обосновывает её - приводит примеры из литературных произведений.

Какие задачи решает итоговое сочинение?

Итоговое сочинение - это допуск к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата
сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Рекомендуемое количество слов — от 350, если в сочинении менее 250 слов (служебные слова учитываются), то выставляется «незачёт» за работу в целом.

Итоговое сочинение пишут в первую среду декабря последнего года обучения

Даты проведения итогового сочинения 2025: 

  • основная дата итогового сочинения – 4 декабря (среда) 2024 года 
  • резервные дни для сдачи – 5 февраля (среда) 2025 года и 9 апреля (среда) 2025 года

Структура сочинения: оно должно состоять из трёх частей. Допускается приведение только одного аргумента для доказательства своей точки зрения.

  • Вступление — I абзац — вводная часть и первый абзац текста. Внимание к заданному вопросу, формулировка тезиса - выражение своего мнения. 
  • Основная часть — самый большой отрывок текста, включающий размышления ученика и аргументацию. Основная часть может состоять из 2 абзацев:

II абзац — Связочная фраза, подводящая к первому примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.

III абзац — Связочная фраза, подводящая ко второму примеру. Анализ значимого для раскрытия темы эпизода. Микровывод с ключевыми словами, отсылающими к тезису.

  • Заключение — IV абзац — последний абзац сочинения, вывод из всего вышесказанного и обобщение размышлений. 

Основная мысль произведения "Господин из Сан-Франциско" 
В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка и неизбежной гибели буржуазной цивилизации. Острое чувство кризиса этой бездуховной цивилизации сочетается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

Образы-символы произведения "Господин из Сан-Франциско" 
В рассказе много аллегорий, ассоциаций, символов. Корабль «Атлантида» - символ цивилизации. Возникают ассоциации с затонувшим мифическим континентом и с погибшим «Титаником». Moрe и весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя. Много библейских аллегорий. Это трюм корабля, который можно сравнить с преисподней. Это люди, работающие угигантской топки корабля, которую автор называет «девятым кругом ада», Автор намекает, что госполин из Сан-Франциско продал душудьяволу за земные блага. Пароход, разделённый на верхние этажи, трюмы и палубы - слои общества. Все развлечения пассажиров нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. «Путешественники» не слышат злобного воя сирены, предвешающего гибель, - его заглушают звуки прекрасного струнного оркестра.

Герой рассказа произведения "Господин из Сан-Франциско" 
Герой, безымянный миллионер, олицетворяет человека буржуазной цивилизации. Автор не называет его по имени, поскольку именно в этом суть
образа. Сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может пользоваться всеми благами, которые гарантирует ему его статус.
Во внешности героя подчёркнуты богатство и неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы зубов», его крепкая лысая голова сравнивается сотстарой слоновой костью. Описание сопровождает авторская ирония. Человеческое начинает проявляться в господине только после смерти: «черты его стали утончаться, светлеть». После смерти резко меняется отношение к нему окружающих (прислуга, трепетавшая перед живым господином, издевательски смеётся над мёртвым). В господине и при жизни не было ничего духовного. Его цель стать богатым осуществилась, но он не стал от этого счастливым. Могущество «господина» оказалось призрачным.

Аргументы к итоговому сочинению из рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». 

Направление «Мечта и реальность» 

(Источник: rustutors.ru)

Мечта, какой она бывает, несоответствие мечты и реальности.   Главный герой рассказа – собирательный образ людей, которые не живут, а существуют:
"До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть".

Господин из Сан-Франциско – богатый, целеустремленный человек, который всю жизнь работал, чтобы когда-нибудь потом отдохнуть. Наконец, поняв, что добился многого герой решается исполнить свою мечту: пуститься в путешествие на 2 года. За много лет представление об идеальном отдыхе обросло подробностями, оно было выверено до мелочей. 
"В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, — любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной; карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю; начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим, чтобы слушать там Miserere; входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути"

Представления о прекрасном отдыхе и реальность не совпали: испортилась погода, его укачало, ощущения были совершенно не такими, какими представлял себе главный герой: «И господин из Сан-Франциско, чувствуя себя так, как и подобало ему, — совсем стариком, — уже с тоской и злобой думал обо всех этих жадных, воняющих чесноком людишках, называемых итальянцами; раз во время остановки, открыв глаза и приподнявшись с дивана, он увидел под скалистым отвесом кучу таких жалких, насквозь проплесневевших каменных домишек, налепленных друг на друга у самой воды, возле лодок, возле каких-то тряпок, жестянок и коричневых сетей, что, вспомнив, что это и есть подлинная Италия, которой он приехал наслаждаться, почувствовал отчаяние...» 
Даже испорченную версию своей мечты герою не суждено было воплотить в жизнь, он умер в самом начале путешествия, медленно, мучительно, цепляясь за реальность.

Проанализировав произведение, можно сделать вывод: мечта главного героя – это то, что он мог сделать и год, и два, и пять лет назад. Но почему-то не решался, не считал, что может себе это позволить. 

Если задуматься, то он хотел когда-нибудь начать жить по-настоящему, дышать полной грудью, тратить заработанные деньги. Однако все вышеперечисленное ассоциировалось у героя обязательно с ощущением счастья, которое он при это будет испытывать. И даже если бы солнце светило, мы не знаем, принесло бы это главному герою счастье или нет.

Выходит, что мечта господина из Сан-Франциско – жить счастливо, вот только герой, к сожалению, так и не успел понять, что счастье – это не то, что маячит за горизонтом, оно в самой жизни. Мечта – это не то, что делает человека счастливым в тот же миг, когда осуществится. Более того, мечта и цель совершенно разные вещи. Несмотря на то что герой – целеустремленный, волевой человек, все же его мечта – это скорее цель, чем нечто большее, хотя он этого и не понимает. 
Герой умирает, так и не осуществив свою мечту. Даже если принять тот факт, что мечта всей жизни может быть заключена в рамки двухгодового путешествия, то стоила ли жизнь, полная лишений и бессмысленного труда, этих двух лет? И стоило ли откладывать мечту так надолго?

Откладывая мечту на потом, можно никогда не успеть ее осуществить, как главный герой рассказа И.А. Бунина. Более того, если возлагать на мечту слишком большие надежды, то можно горько разочароваться, и тогда солнце будет не так светить,  а ветер будет дуть совершенно иначе, чем ты представлял. 

Вариант итогового сочинения по рассказу А.И. Бунина "Господин из Сан-Франциско" 

"В чем заключается смысл жизни? 

(Источник: litrekon.ru)
Смысл жизни — это поиски гармонии между внутренним миром человека и окружающей его реальностью. Это способность находить радость в простых моментах, учиться, любить и преодолевать трудности, чтобы стать лучше. Он заключается в создании и поддержании связей с другими, в стремлении к познанию и созиданию, в оставлении после себя следа, который будет значим не только для нас самих, но и для тех, кто придет после. Смысл жизни нельзя свести к единой формуле, потому что каждый человек наполняет его своим уникальным содержанием, будь то творчество, помощь другим, поиск истины или переживание красоты мира. Эта тема рассматривается в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско«.
В этой книге смысл жизни раскрывается как предупреждение о тщетности стремления к внешнему успеху и материальному благополучию. Герой, посвятивший всего себя накоплению богатства и достижению высокого статуса, так и не успевает ощутить настоящего счастья или найти глубокий смысл своего существования. Господин потратил лучшие годы на гонку за деньгами, откладывая на потом все свои мечты и стремления. Лишь после 50 лет он нашел время на путешествие, первое в его биографии. Внезапная смерть героя в самом начале маршрута подчеркивает, что все его усилия и достижения оказались пустой оболочкой, лишенной подлинных эмоций и связей с окружающими. Все деньги мира не подарили господину время — тот ресурс, который он растратил бесцельно. Бунин показывает, что смысл жизни заключается не в блеске внешнего мира, а в способности проживать каждый миг осмысленно, с теплотой, открытостью и настоящей близостью с людьми.
Также автор осуждает потребительское отношение к жизни. Как только господин находит время для исполнения своих желаний, он показывает их грубость, примитивность и вульгарность. Все, на что он тратит свои большие возможности, умещается на палубе первого класса. Он ходит в бары и рестораны, целыми днями переодевается и ест. Герой посещает притоны и игорные заведения, очень много пьет. Естественно, что его организм не выдерживает такого к себе отношения. Господин чувствует себя плохо и в моральном плане, ведь участились его ссоры с женой, а с дочерью он почти не общается. В бешеном перепотреблении он не обретает счастья, зато сталкивается с серьезными проблемами. На его примере мы убеждаемся в том, что живем не ради посещения ресторанов и магазинов, не ради алкогольного угара, а для чего-то большего и лучшего.
Таким образом, смысл жизни заключается не в том, что делает большинство из нас, — таков вывод из произведения Бунина. Нам кажется, что деньги, успех, потребление материальных благ мотивируют нас двигаться вперед, однако они лишь загоняют нас в беличье колесо, из которого нет выхода. Мы живем ради раскрытия своего потенциала, ради исполнения себя в роли мечты, ради крепких отношений и радостных моментов наедине с близкими. Это и есть суть существования.



У вас недостаточно прав для комментирования

  Наверх