Примеры итоговых сочинений 2016 года с оценками и проверкой
💬 (0) |
- 10.01.2016
Сборник итоговых сочинений с оценками и критериями проверки экспертов. Замечательный материал, позволяющий проанализировать ошибки, допущенные выпускниками, а так же разобрать критерии проверки сочинения на конкретных примерах.
Сочинения были проверены с помощью замечательного сервиса от Незнайки http://neznaika.pro/check/
Тема: "От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле"
Сочинение: Любовь - самое прекрасное и самое загадочное чувство, дарованное человеку. Это огромная сила, энергия, неожиданно вселяющаяся в нас, заставляющая наши сердца радостно трепетать. Она окрыляет, преображает нас внутренне и внешне, вдохновляет на новые начинания, свершения, подвиги.
Любовь –это созидательное чувство, источник вдохновения, побуждающий к творчеству. Поэты, писатели, композиторы и художники всех времен и народов воспевали любовь, творили во имя ее. В их творчестве отражаются все чувства и эмоции, которые они не в силах были сдержать в себе. Ярким примером тому является гениальный русский поэт, прозаик и драматург А.С. Пушкин.
Он был человеком увлекающимся, страстным, темпераментным. Женщины были его музой, каждое увлечение поэта рождало в его душе стихи, и именно женщинам он посвятил большую часть своих произведений.
В стихотворении «К ***», мы наблюдаем историю любви поэта к Анне Петровне Керн. Оно было написано в 1925 году в селе Михайловское, куда А.С. Пушкин был сослан за антиправительственные стихи. Анна Керн навещала в это время свою тетушку в Тригорской усадьбе, находящейся близ Михайловского.
Свою первую встречу с А.П. Керн, состоявшуюся несколько лет назад, А.С.Пушкин описывает словами нежности и восхищения:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В этих строках поэт очень точно и выразительно смог передать те яркие чувства, тот трепет и замирание сердца первой волнующей душу встречи, которые испытывает в своей жизни каждый человек.
Находясь в ссылке, поэт тоскует по женщине, пленившей его мысли, ему долгое время снятся «милые черты» и звучит ее «голос нежный». Ссылка, «мрак заточенья», тяготит Пушкина, он пишет об этом:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Неожиданная новая встреча с той, что когда-то встревожила его душу, пленила его воображение, вызвала огромную радость и восторг, его душа проснулась, обрела крылья.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Встреча с А.П. Керн взволновала поэта, вызвала в нем пылкое и страстное чувство, побудившее к созданию замечательного лирического произведения. Читая лирические произведения А.С. Пушкина в памяти невольно возникают слова М. Горького «От любви к женщине родилось все прекрасное на земле».
Тема: История - ключ к пониманию народа
История - это наука, призвание которой - сохранить культуру и традиции народа, а также передать знания о подвигах и деяниях наших предков подрастающему поколению. Без истории народа, как такового, не существует, ведь она прививает ему необходимые знания, а следовательно, и формулирует характер его.
История - это огромная система, в которой практически каждое событие цепляется за другое, и в которой отрисовывается широкая картина всего народа. Изучая историю, мы изучаем душу нации.
Наш русский народ стяжал множество славных побед. Одна из таких - победа в Отечественной войне 1812 года, которую в мельчайших подробностях описал Лев Николаевич Толстой в своём романе «Война и мир». Писатель показал, насколько храбр наш народ и на что он готов пойти ради спасения своего отечества на примере капитана Тушина, который со своей батареей прикрывал отступающих солдат даже несмотря на то, что его батарея осталась одна, другие «ушли в по чьему-то приказанию в середине дела».
Сам же капитан, после сражения, вызвал лишь недовольство со стороны командования, и лишь князь Андрей, выводивший орудия вместе с Тушиным, спасает его честь и честь его батареи.
Здесь автор показывает, что капитан Тушин является одним из тех «ключей» к пониманию народа, примеров стойкости, который мы должны знать и помнить, а также одним из примеров мужества, на который мы должны равняться.
Еще одним «ключом» является Тимохин, который «с отчаянным криком бросился на французов с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы побросали оружие и побежали».
Тут, как я думаю писатель хотел донести до читателя то, что такими людьми, как капитан Тушин и Тимохин, выигрывается война. Не генералами, не адъютантами, а простыми людьми. Данные герои произведения - одни из тех «ключей», которыми можно описать наш народ, каков он, а именно - стойкий, мужественный, непоколебимый.
Подводя итог, я хочу сказать, что народ обязан знать свою историю, почитать своих предков, знать и помнить их подвиги. Ведь кем мы будем без знания своей истории? Пустыми, как морально, так и культурно, мы начнём забывать свои принципы и традиции, а следовательно, потеряем гордость за свой народ, так как история - это то, что влияет на наши мысли и характер.
Тема: На что человек способен ради любви?
Что такое любовь? У каждого человека есть своё определение этому красивому, загадочному слову. Например, апостол Павел проповедовал, что любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозноситься, не гордиться, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не желает зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; любовь все проходит, всему верит, всего надеяться, все переносит. Любовь - это великое чувство, ради которого человек способен на многое.
Это хорошо показал известный писатель Александр Иванович Куприн в повести "Олеся". Главная героиня - юная ведьма, которая жила в лесу вместе с бабушкой Мануйлихой. Она всегда держала внучку подле себя, чтобы не та не общалась с людьми, но недолго длилась её спокойная жизнь - в судьбе Олеси появился Иван Тимофеевич. После недолго общения, главные герои полюбили друг друга, а ещё через некоторое время Иван Тимофеевич сделал предложение руки и сердца. Олеся прекрасно понимала, что ей нельзя венчаться, поскольку она, по своей природе, является "нечистой силой", но ради любви она решилась попробовать войти в "дом Божий", вопреки страху смерти и упрекам жителей, но, в итоге, ей пришлось покинуть своего любимого.
Но любовь бывает не только между мужчиной и женщиной. Об этом писал известный лингвист Сергей Иванович Ожегов: "Любовь - чувство самоотверженной и искренней привязоннасти к чему-либо", то есть это может быть любовь к Родине. Ради неё человек тоже способен на благородные поступки, как, например, главный герой из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого "Война и мир" - Андрей Болконский. В начале романа, в первом бою против Наполеона, когда русским войскам пришлось отступить, он не дрогнул перед многотысячнной армией императора Франции, а, наоборот, один пошёл в атаку, не боясь за свою жизнь, потому что для него важнее всего была защита Родины от посягательств врага.
В заключении, я могу сказать о том, что для меня, пока, любовь остаётся красивой загадкой природы, которую я разгадаю в своё время, как это сделали известные писатели, поэты и "люди науки".
Тема: Ценность времени...
Время… его нельзя взвесить, потрогать, посмотреть…Да, мы не можем увидеть время, но именно с его помощью мы измеряем нашу жизнь. Получается, что время существует…Иногда его не хватает, но иногда бывает и так, что его избыток заставляет нас думать о том, как бы по быстрее избавиться от него. А сколько людей, дорожа жизнью, не видят ничего страшенного в потере времени, не видят и не понимают того, что мы должны дорожить каждой минутой, так как жизнь есть ограниченный промежуток времени. Промежуток этот так краток, что каждое мгновение, принесенное в жертву лени или бездеятельности, является самым тяжелым преступлением против самого себя.
Считается, что мы не можем управлять временем. Например, я не могу вернуться во вчерашний день и ответить лучше, чем я уже ответила. Но я все равно считаю, что могу управлять временем, хотя бы частично. Можно запланировать свои дела и успеть все, что можно. Шекспир по этому поводу сказал: «Время двигается с разной скоростью с одними оно идет шагом, с другими бежит, с третьими скачет, а с четвертыми стоит.» Не тот, конечно, достоин уважения, кто не видит времени в погоне за карьерой, развлечениями, а тот, кто наполняет его трудом, общением, вниманием близким на пользу самого себя.
И в этом я убеждаюсь вновь и вновь, читая произведения русской литературы. Недавно перечитала рассказ Паустовского «Телеграмма». Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью ,занятой своей работой, умирает в одиночестве.
Катерина Петровна одинокая старушка, в доме, котором время застыло на месте. Он даже напоминает заброшенный музей: «пыльный Вестник Европы», пожелтевшая посуда, застоявшийся запах нетопленной печи. Все, что осталось от жизни - это дочь Настя. Каждый день она думает о ней, ждет её появления и плачет. Время для нее тянется бесконечно. Описывая рассвет осени, Паустовский показывает, что со временем постепенно угасает и жизнь Катерины Петровны, кончается ее осень.
Образу мамы противостоит образ Насти. С ней знакомимся во второй части рассказа. Она живет в Ленинграде и работает секретарем. Настя редко вспоминает о матери, она даже не находит минуты, чтобы написать ей письмо. Она бежит за временем, забывая о том, что для Катерины Петровны она единственный дорогой человек на свете. Настя не задумывалась о том, что жизнь близкого человека - самое ценное, что есть на земле, состоит из коротких отрезков времени, секунд, минут, часов. И что это время не стоит на месте и часто его неслышный бег становиться заметным только тогда, когда оглянувшись назад, мы удивляемся , как быстро летят года.
Скульптура Гоголя, а именно сверлящие глаза гоголевские глаза, которые смотрели на Настю в конце произведения, как будто ее разбудили. Да, она наконец, приехала к матери, но увы… она не застает ее в живых. Не похоже ли это на наше неосторожное обращение со временем?! Когда мы молоды, нам кажется, что старость еще так далеко. А пожилой человек только удивляется, куда же делась та масса лет, которая еще вчера казалось такой бесконечной. Оказывается к тому, кто был и кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном, можно очень многое потерять в суете жизни. В якобы важных и первостепенных делах. Я думаю, слова Шопенгауэра: « Час ребенка длиннее, чем старика» точно передает суть времени в этом рассказе.
Главная героиня рассказа «Говори, мама, говори» Екимова во время опомнилась. Сюжет прост. Пожилая мама Катерина живет в деревне. Дочь уехала жить в город. И оставили своей матери телефон, как называют «мобилу». Дочь звонила каждое утро, но разговаривала быстро, чётко, по-деловому. Молодое поколение более практичное, у них стремительная жизнь, желание сэкономить на всём. Времени на пустые, по их мнению, разговоры не остается. А матери хотелось выговориться о хуторской, стариковской жизни, хотелось приказать дочери, чтобы одевалась потеплее, не замерзала, берегла себя, а в телефоне как всегда: «Мама, здравствуй, как дела? Жива – здорова? Молодец! Целую…»
А ведь одинокой старушке так хочется поговорить, так хочется рассказать и про деревню, и про огород, и про картофельник. Но, увы,…у дочки на такие разговоры нет времени.
В конце произведения в неурочный час черная коробочка оживилась музыкой. Для старой Катерины это было неожиданно, и поэтому она испугалась, не случилось ли чего с её близкими. Как всегда она говорила быстро, короткими фразами, боялась не успеть сказать всего, а дочь, к удивлению, не обрывала ее прерывистую речь и только просила об одном: «Говори, мама, говори…». Она словно боялась, вдруг оборвётся этот голос, и эта жизнь навсегда…Родительская опека для детей часто бывает невыносимой, нежеланной, детям хочется жить своей отдельной от родителей жизнью, самостоятельно принимать решения, чувствовать себя независимыми. Но наши родители не вечны. Чем старше они становятся, тем меньше у нас времени для их заботы.
И в конце хочется сказать, стихотворными строчками:
Не забудьте, что где-то вас ждут.
Приезжайте, почаще звоните,
Даже несколько скромных минут,
Не жалея в душе, подарите.
Берегите своих матерей
Успевайте, пока они рядом,
Относитесь, как можно теплей –
Ничего им другого не надо.
Тема: "Общение с книгой - высшая и незаменимая форма интеллектуального развития". А.Т. Твардовский
Что даёт человеку время, проведённое за чтением книги? С одной стороны, ответ прост. Его дал ранее философ-просветитель Монтескье, писавший о том, что чтение книги - отличный способ обменять часы скуки на часы наслаждения. С другой стороны, книга является важнейшим и незаменимым источником знаний об окружающем мире, накопленных человечеством за века. И главной функцией книги является именно передача этих бесценных знаний человеку, читателю. Благодаря этому у нас есть великолепная возможность развиваться как нравственно, так и интеллектуально.Именно к мысли о том, что чтение - это способ стать умственно развитой личностью, подводит нас А.Т. Твардовский. Я не могу не согласиться с ним. Ведь даже в обычной жизни все люди, я в том числе, используем знания, почерпнутые в процессе чтения. Общение с книгой также уникально, потому что в отличие от других источников информации книга показывает нам как именно применить то или иное знание в реальной жизни на примере героев, показывает какие последствия влекут за собой те или иные поступки. На мой взгляд, в этом и заключается определение Твардовским книги как высшей формы интеллектуального развития. Аналогичную мысль высказывали философы, ученые и писатели всех времен и народов.
Обратимся к произведению американского писателя Джека Лондона "Мартин Иден". В городе Сан-Франциско жил грубоватый простой парень - Мартин Иден. Мартин был обычным моряком, работа которого необычайно трудна, он еле-еле сводил концы с концами. Однако, по воле случая, герой знакомится со студенткой Руфью, поразившей Мартина до глубины души. Он хорошо понимал, что между ним, простым моряком, и Руфью, девушкой из богатой приличной семьи, лежит пропасть. Между ними было больше различий, чем сходства: герои по-разному говорили, по-разному смотрели на жизнь, сами условия жизни были разные. Однако стремясь стать достойным сердца и руки девушки, Мартин начинает заниматься своим образованием - много читает, развивая свой интеллект и язык. В итоге, благодаря этому непрерывному общению с книгой, герой добивается не только любви Руфи, но и решает стать писателем. Мартин по-новому видит мир, воспринимает его с особой глубиной и становится по-настоящему образованным человеком. Этот пример служит доказательством того, как чтение влияет на интеллект человека.В заключении хотелось бы привести слова французского писателя Д.Дидро о том, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. Однако, если человек не хочет сойти с пути интеллектуального развития, книга станет в этом его лучшим помощником.
Тема: "Всегда ли любовь делает человека счастливым?"
Одно из самых высоких чувств, которое только может испытать человек - это любовь. Она способна сделать человека счастливым, подарить ему надежду и силы жить дальше. И нет, наверное, на свете человека, который не был бы "окрылён" любовью, не чувствовал бы приподнятого настроения духа. Но всегда ли любовь сулит человеку безграничное счастье?
Данным вопросом задавались философы, ученые и писатели всех времен и народов. И у каждого был свой, более или менее схожий с другими, ответ. Однако соглашались они лишь в одном - любовь может стать причиной не только счастья, но и душевной боли, страданий, трагического конца. Я также разделяю эту позицию.
Обратимся к роману известного немецкого писателя И.В. Гёте "Страдания юного Вертера". В произведении молодой человек по имени Вертер пишет письма своему другу Вильгельму. Помимо описаний своих повседневных забот и приходящих в голову мыслей, Вертер всё чаще упоминает о некой девушке, дочери окружного начальника, Лотте. Она становится предметом любви и обожания для Вертера. Конечно, нельзя не радоваться вместе с героем зародившемуся чувству, нельзя не переживать с ним душевные метания и бессонные ночи. Однако нельзя и забывать о главной проблеме, поднятой Гёте - проблеме несчастной, неразделённой и трагичной любви. Писатель находит и причину этого явления. Её точно сформулировал российский литературовед Ю. Архипов: "Только кажется, что пресловутая мука любви бывает от неразделённости. Мука в том, что само блаженство любви уже одной своей превосходящестью напоминает о смерти... Словно бы втягивается в блаженство смерти как в омут". Этот "омут" поглотил и несчастного Вертера, который не смог справиться с переполнявшими его чувствами к Лотте. В итоге главный герой кончает жизнь самоубийством.
Другим примером того, как любовь может принести гибель, является повесть Н. Карамзина "Бедная Лиза". Карамзин описывает историю девушки - крестьянки Лизы, полюбившей молодого обеспеченного дворянина Эраста. В чём же трагизм отношений героев? Прежде всего в сочетании фальшивости чувств Эраста и искренности чувств Лизы. Во-вторых, молодой человек обманул Лизу. Когда ложь обнаружилась, девушка не смогла совладать с "бурей" чувств в её сердце. Этот переход от безмерного счастья к ужасу и разочарованию был слишком резок, быстр. Ю. Архиповал так же писал о том, что смерть собирает свою жатву среди невольников запредельного накала чувств. Лиза была тем самым невольником. Финалом произведения является её самоубийство.
В качестве заключения хотелось бы ответить на вопрос о предназначении любви высказыванием Ф. Ницше: "Горечь содержится даже в чаще лучшей любви". Любовь порой ранит глубже, чем мы можем себе представить, может душевно искалечить человека. Наша главная задача и, по моему мнению, задача писателей, найти способ этого избежать.
Комментарий эксперта: 5 баллов
Ответ выстроен логично, в соответствии с темой, подобраны подходящие аргументы из литературных произведений. Присутствуют логические переходы от вступления к анализу текстов, вывод соответствует теме.
Пожелание: вопросы могут вызвать прямые цитирования сложных философских рассуждений исследователя Ю. Архипова, поэтому в сочинении все-таки лучше высказывать собственные мысли, вытекающие из конкретных литературных примеров.
Тема: Какую роль в становлении личности может играть семья?
Семья играет важную, решающую роль в становлении личности. Именно в семье человек начинает делать свои первые шаги навстречу познанию мира. На родителях лежит большая ответственность за формирование у личности взглядов на жизнь, нравственных ценностей. Кто , если не родители ,скажет подрастающему ребенку , что хорошо, а что плохо ?кто ,если не семья ,заложит в человеке нравственный фундамент? Конечно, окружающий мир тоже влияет на личность, но становление начинается в семье . Как говорил Фамусов, герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” : «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» .И, действительно, если ребенок с детства видит ссоры, брань , проявление неуважения , словом все дурное отрицательное, то в последствии он сам вбирает в себя эти качества. А если перед глазами малыша мир, добро, взаимопонимание между близкими людьми , то вскоре он и сам станет добрым и открытым миру. Порассуждаем , что же такое семья?
Семья- это ,прежде всего, единство людей. Но, что их объединяет? Что служит ядром в отношениях людей? Материальное или духовное? От этого и зависит то, что будет впитывать в себя формирующаяся личность. Ценности семьи и будут определять ценности человека.
Отвечая на поставленный вопрос , можно отметить , что роль семьи в становлении личности может быть как положительная , так и отрицательная. В произведениях русской классики авторы не раз показывали влияние семьи на развивающегося человека.
Нельзя не вспомнить комедию Д И Фонвизина «Недоросль». Вот уж где влияние родителей стало решающим в формировании личностных ценностей. Недоросль стал , если можно так выразиться, заложником злонравия Простаковых. Митрофан-плод злых нравов семьи .С детства перед его глазами были ссоры, жестокость по отношению к крепостным, презрение к просвещению. Он рос в окружении, где был полностью разрушен традиционный строй семьи. Мать двулична, во всем ищет выгоды для себя. Отец апатичен, недалек, полностью подвержен влиянию жены. Между родными людьми нет взаимопонимания. Такой уклад семьи точно не назовешь образцом для подражания. У ребенка нет выбора. Он получает в наследство от родителей черты их характера, модель их поведения . Поэтому Митрофан предстаёт перед нами грубым, ничем не интересующимся молодым человеком. Он высокомерен и жесток, называет кормилицу «старой хрычовкой» , кроме того, с большой неохотой принимается за уроки ,предпочитая голубятню книгам, просвещению. А сцена ссоры дядюшки Скотинина с племянником еще больше подчеркивает отсутствие каких-либо правил морали в семье.
Таким образом, перед нами яркий пример роли семьи в становлении личности. Главный герой унаследовал привычки, образ жизни родителей .Злонравие Митрофана есть прямое следствие дурных качеств родителей. Так кто же воспитал бы в нем добродетель ?
Да, роль семьи в становлении личности огромна. Посмотрим на другое произведение русской классики, повесть А С Пушкина «Капитанская дочка» .Рассмотрим , как здесь родители повлияли на формирование личности.
Петр Гринев, главный герой повести, с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Родители уважают друг друга, в семье царит мир. Перед глазами Петруши живой пример взаимопонимания между людьми .Завет отца «Береги платье снову а честь смолоду» стал главным жизненным ориентиром для Петра. В дальнейшем именно этот наказ отца повлияет на поведение Гринева. Он будет верен чести и долгу, несмотря на все трудности и преграды . Становится ясно, что именно семья принимает участие в становлении личности, показывает чаду путь, открывает дорогу в мир. Если бы не твердый нравственный фундамент , заложенный семьёй и наказ отца, то кто знает, остался бы Петр Гринев верен своим принципам или пошел бы по пути Швабрина?
Подводя итог, мне хочется сказать, что роль семь в становлении личности огромна и не стоит ее недооценивать. Безусловно , «каждый человек сам себя воспитать должен» , но именно семья определяет фундамент человека , именно семья служит живой иллюстрацией поведения, нравов.
Тема: Нравственный выбор человека на войне.
Когда в мирную жизнь врывается война, она приносит горе, слезы, смерть и страх. Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всего народа, и для каждого человека в отдельности. Война это проверка на прочность, это всегда выбор. И наверно самый тяжелый выбор – нравственный.
Так, В.Быков в своей повести ,,Сотников’’, пишет о людях, которые в условиях войны ведут себя по разному. Человек в экстремальной ситуации может повести себя совсем по другому, чем в обычной жизни. Безвыходность, иногда толкает человека на такие поступки, которые, казалось бы, не присущи ему были прежде.
Главный герой Сотников и Рыбак – партизаны. Они получают приказ, от командира раздобыть еды для отряда и отправляются в деревню. Сотников был простужен, и сильно кашлял. Он пошел потому, что другие отказались. «Почему они, а не я должен идти, какое право я имею отказываться?’’ – думал Сотниов. Совесть и честь не позволили ему отказаться от задания. Холодной зимней ночью они отправляются на задания. Мы видим двух разных людей: с одной стороны хилого больного Сотникова, которые еле тащиться за своим товарищем. И Рыбака – сильного, сообразительного готового к любой ситуации. Он всю жизнь ,”ухитрялся найти какой-нибудь выход”. И нам кажется, что именно он будет героем в этой повести. Особенно когда он добывает у старосты овцу, и оставляет в живых его, проявляя чувство жалости. Чувство совести побеждает, и тогда когда он вытаскивает раненного Сотника с большака, после того как их настигли немцы, и завязалась перестрелка. И мы еще верим хорошим поступкам Рыбака. Но когда они попадают в плен мы видим, что Рыбак хочет жить, выжить любой ценой и выболтал кое – что следователю Плотникову, а тот предложил служить в полиции. Сотников же, наоборот даже после пыток и допросов ничего не сказал, терял сознание, выдержал. ”Что ж надо с достоинством встретить смерить. Иначе, зачем тогда жить? Слишком нелегко она дается человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу.” Даже перед самой казнью Сотников думает не о себе, а о людях, которым предстоит умереть вместе с ним, и пытается, спаси их жизни своим признанием, что он партизан, командир отряда. Но после понимает, что это наивно. Его стремление спасти Демчиху, и девочку Басю, и даже Рыбака, понятны и восхищают. Но они оказались тщетны. Их всех казнили, повесили, и опору из под ног выбил Рыбак. Согласившийся служить в полиции. Сотников перед смертью не стал осуждать его, лишь к черту послал: ”Какое право я имею судить?’’ Наверное, многие читатели в душе надеялись, что полицаи хотя бы освободят многодетную мать - Демчиху и девочку, но…А что же Рыбак? Он пытался повеситься, его мучила совесть, он понял что запутался, что душевная смерть хуже физической. До последнего у него присутствует мысль: «Бежать! Бежать!», но он понимает, что бежать некуда, от себя не убежишь. Ему придется с этим жить.
Проблема нравственного выбора есть и в других произведениях В.Быкова, таких как: «Обелиск», «Альпийская баллада», в его повестях рассказывается о простых солдатах, их трагичных судьбах, в самое тяжелое время.